Всесоюзная бабушка кино, Галина Макарова: почему скрывала свое имя

179419

Зрители не знали, как она выглядела в молодости, ведь в кино она начала сниматься после 40 лет, а популярность к ней пришла только после 60. При этом Макарова успела сыграть более 70 ролей. Ей доставались, в основном, роли бабушек, но созданные ею образы были такими яркими, что актрису называли «всесоюзной бабушкой».

На самом деле никто не знал ни точной даты ее появления на свет, ни ее настоящего имени – семья была вынуждена уничтожить все документы, а сама актриса всю жизнь скрывала эти факты…

Актриса в молодости | Фото: sb.by

Настоящее имя Галины Макаровой – Агата (Агафья) Чехович. Ее дед был священником, а отец – офицером царской армии. Во время Первой мировой войны он служил в ставке царя и за усердие получил от самого государя в подарок серебряный поднос и чайный сервиз. Потом он воевал в армии Деникина, в Крыму у него была возможность вместе с другими белогвардейцами отправиться на корабле за границу, но он вернулся в поселок Старобин в Белоруссии, где его ждала жена с детьми.

В 1921 г. его арестовали и посадили в тюрьму. Чтобы избежать расправы, его родные были вынуждены уничтожить все документы, связывающие их с именем Климентия Чеховича. В новом паспорте Агаты указали фамилию матери – Апанащик, и записали неверный год рождения. Позже она подсчитала, что на самом деле родилась не в 1919 г., а в 1916 г.

Актриса в молодости | Фото: pic-words.com, kino-teatr.ru

В 16 лет Агата переехала в Минск. Там она работала домработницей и санитаркой, а позже отец подруги обратил внимание на ее артистизм и посоветовал поступить в студию при театре. Там она взяла псевдоним и выступала под именем Галина – по мнению коллег, имя Агафья было простоватым и «слишком деревенским» для актрисы. В юности она увлекалась конным спортом, метанием копья и мотоспортом, в 20 лет став чемпионкой республики по мотокроссу.

Актриса с первым мужем, Иваном Макаровым | Фото: sb.by

После окончания учебы в студии Галина выступала на сцене Первого Белорусского драматического театра. Однажды спектакль с ее участием увидел офицер Иван Макаров – и влюбился в нее с первого взгляда. Вскоре он сделал ей предложение, и Галина ответила согласием. После замужества она взяла фамилию супруга. Вместе они переехали в Москву, в 1941 г. у пары родился сын Эдуард.

В начале войны Иван Макаров ушел на фронт, а Галина с сыном отправились в эвакуацию. Муж вернулся с войны целым и невредимым, вот только приехал он не один – его сопровождала «походно-полевая жена». Он заявил о том, что хочет развестись с Галиной и предложил ей с сыном переехать к его матери. Предательство мужа стало для нее тяжелым ударом, она так и не смогла этого ему простить. После развода актриса решила вернуться в Минск, в родной театр.

Ее коллегой по сцене стал актер Павел Пекур, который принялся за ней ухаживать. Вскоре они поженились, в 1951 г. у них родилась дочь Татьяна. Позже она рассказывала, что мать очень уважала и ценила Павла, но при этом всю жизнь продолжала любить своего первого мужа. А Макаров никогда не верил в то, что она сможет добиться таких успехов, и удивился, когда она получила звание народной артистки СССР. Он обижался на то, что актриса никогда не звонила ему, приезжая в Москву, и даже не догадывался, что на самом деле происходило у нее в душе.

Его предательство было не единственным ударом, который он ей нанес. Когда их сыну было 12 лет, Макаров потребовал, чтобы он переехал к нему. Конечно, Галина не хотела расставаться с сыном, но бывший муж пригрозил ей, что раскроет правду о ее происхождении, что могло бы разрушить ее жизнь. И актрисе пришлось согласиться. С тех пор Эдуард жил в Москве, а на каникулы приезжал к матери. Он получил хорошее образование и построил блестящую карьеру, став личным помощником Михаила Горбачева.

Галина Макарова и Павел Пекур в спектакле *Молодая гвардия* | Фото: kino-teatr.ru
Галина Макарова и Павел Пекур в спектакле *Молодая гвардия* | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Счастье надо беречь*, 1958 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Счастье надо беречь*, 1958 | Фото: kino-teatr.ru

В театре Галина Макарова была настоящей звездой. Драматург Андрей Макаенок специально под нее писал роли в своих пьесах, которые затем Галина Макарова блестяще воплощала на сцене. Ее муж, которому всегда доставались роли второго плана, никогда не испытывал по этому поводу творческой ревности и не переживал из-за того, что оказался в тени знаменитой супруги, – он искренне радовался за нее и гордился ею. Они оба умели расставлять приоритеты – Галина Макарова не гналась за славой, и на первом месте и у нее, и у Павла Пекура всегда оставались семья и дети.

Кадр из фильма *Вдовы*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Вдовы*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru
Галина Макарова в фильме *Молодая жена*, 1978 | Фото: kino-teatr.ru
Галина Макарова в фильме *Молодая жена*, 1978 | Фото: kino-teatr.ru

Кинокарьера Галины Макаровой началась очень поздно, на тот момент ей было уже около 40 лет. Первые роли не принесли ей популярности – это были совсем небольшие эпизоды, ее имя даже часто не упоминалось в титрах. Ей доставались малоприметные роли нянечек, кассирш, крестьянок, вахтерш, уборщиц и прочих «женщин из народа». Первую главную роль актриса получила только в 60 лет в фильме «Вдовы», после которого к ней пришел первый громкий успех. Многим зрителям запомнились и другие яркие образы, созданные Макаровой: бабушка Агаша в фильме «Молодая жена», билетер в цирке из «Удивительных приключений Дениса Кораблева», ветеран в фильме «Контрольная по специальности», Матрена в драме «Белые росы», главная героиня из «Прощания славянки», Прасковья в фильме «Белые одежды» и др.

Кадр из фильма *Молодая жена*, 1978 | Фото: tvc.ru
Кадр из фильма *Молодая жена*, 1978 | Фото: tvc.ru
Галина Макарова в фильме *Молодая жена*, 1978 | Фото: news.tut.by
Галина Макарова в фильме *Молодая жена*, 1978 | Фото: news.tut.by

Чаще всего ей предлагали роли бабушек главных героев. С одной стороны, Макарова радовалась многочисленным предложениям и охотно на них соглашалась, ведь именно эти образы и принесли ей всесоюзную славу и негласный титул «всесоюзной бабушки» и «истинно народной» актрисы. С другой стороны, ее огорчала однотипность сыгранных ролей.

Кадр из фильма *Удивительные приключения Дениса Кораблева*, 1979 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Удивительные приключения Дениса Кораблева*, 1979 | Фото: kino-teatr.ru
Галина Макарова в фильме *Контрольная по специальности*, 1981 | Фото: kino-teatr.ru
Галина Макарова в фильме *Контрольная по специальности*, 1981 | Фото: kino-teatr.ru

Несмотря на обширную фильмографию и всенародное признание, ее актерский талант все же не был реализован в полной мере. Ее дочь Татьяна говорила о ней: « Ни один человек в театре не знал о ее происхождении. Она молчала и вечно строила из себя простолюдинку. Хотя потом эти бабки, которых она играла, так ей надоели. Ведь в молодости она была разноплановой актрисой – и Шекспира играла, и русскую классику. Она хотела для себя масштабной исторической роли ».

Кадр из фильма *Белые росы*, 1983 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Белые росы*, 1983 | Фото: kino-teatr.ru
Галина Макарова в фильме *Семь дней Надежды*, 1988 | Фото: kino-teatr.ru
Галина Макарова в фильме *Семь дней Надежды*, 1988 | Фото: kino-teatr.ru

Галина Макарова часто шутила, что, если бы не стала актрисой, была бы председателем колхоза – ей очень нравилось работать на земле, а ее любимой отдушиной была дача в 30 км от Минска. Там она проводила все свободное время, выращивая цветы. Одних пионов у нее было более сотни кустов!

Актриса выписывала журнал «Цветоводство» и по найденным в нем адресам рассылала письма с просьбой прислать ей семена редких растений. Она гордилась тем, что даже эдельвейсы росли у нее на даче. Там она провела и свои последние дни. В сентябре 1993 г. ее не стало. Ее внучка Анастасия сказала о ней прекрасные слова, которые могли бы вслед за ней повторить и кинозрители: « Для меня главным качеством в ней оставалась ее подлинность. Она была настоящей! И все мы учились у нее не фальшивить; не казаться, не воображать себя кем-то, а быть собой ».

Галина Макарова не считала себя кинозвездой, ее имя вряд ли вспомнит большинство зрителей, но созданные ею образы навсегда остались в памяти у многих
Источник