Тем не менее, более 25 лет Раневская отдала театру Моссовета. Сотрудничество актрисы с режиссером Юрием Завадским напоминало войну и мир.
Актриса часто спорила с режиссером, отстаивала свое видение роли, но от этого чаще всего выигрывали зрители – талантливый режиссер и одаренная актриса выдавали шедевры.
В 1962 году в театр пришла молодежь: Олег Анофриев, Маргарита Терехова, Александр Леньков, Валентина Талызина и, как потом оказалось, один из самых ярких молодых актеров – Геннадий Бортников.
Геннадий вспоминал, как переживал, начиная работу с Фаиной Георгиевной, а вышло так, что они не просто сработались, а стали дружны.
Она заботилась об одаренном красивом молодом человеке, судьба которого удивительным образом напоминала ее собственную: мама умерла, отец был жестким человеком и актерство считал дурью, он лишился его поддержки и Геннадий, совсем как она, всегда «плыл против течения».
Бортников тоже был одинок, он был равнодушен к женщинам, всячески их избегал, а они буквально преследовали актера, который сразу стал звездой театральной Москвы.
Фаина Георгиевна посмеивалась над настойчивостью барышень, атакующих театр Моссовета и оберегала Геннадия от сплетен и скандалов.
Актриса считала Бортникова «поцелованным Богом», потому что так играть, так раскрывать тайны человеческой души на сцене, завораживая зрителей своим бархатным голосом, красотой движений и аристократической внешностью не мог больше никто в театре.
Были тихие разговоры, что Раневская одинока, потому что неравнодушна к женщинам, но вслух сказать об этом не решился никто и никогда, да и не было никаких доказательств. Сплетни ходили и о Бортникове, но подтверждения они не нашли.
Актер сторонился компаний и никого в свою жизнь не впускал. А Фаина Георгиевна была исключением, она была убеждена: талант обречен на одиночество. Рассказывают, как-то у нее на квартире актеры работали над эпизодом из спектакля, когда в квартире раздался телефонный звонок.
Раневская взяла трубку и сказала, что очень занята, говорить не может – у нее через два дня спектакль. У нее было большое чувство ответственности перед зрителями, поэтому ради работы она даже отказывалась отвлекаться на телефонные разговоры.
Общим у Раневской и Бортникова было отсутствие жажды наживы. Бортников легко расставался с деньгами, помогал друзьям, занимал, но никогда не ожидал возврата и не обижался, считал, что тому кто занял, деньги нужнее.
О щедрости Раневской ходили легенды, она видели смысл жизни в том, чтобы поддерживать людей морально (для этого она выходила на сцену) и материально, одаривая деньгами, вещами, книгами и даже мебелью. Фаина Раневская скончалась в 1984 году от инфаркта, ей было 87 лет.
Геннадий Бортников не перенес обширный инфаркт и ушел в 2007 году, ему было 67 лет. У Фаины Раневской остался преданный ей пес Мальчик, которого она когда-то нашла на улице, его изображение запечатлено на могиле актрисы.
У Геннадия Бортникова был кот Марик, бывший бездомный бродяга. На могиле Бортникова только деревянный крест, уже покосившейся от времени. Думаю, что эти талантливые актеры верой и правдой служили искусству и зрителям.
Такую самоотверженность, уважение к людям, скромность в быту хотя бы в малой степени позаимствовать бы современным служителям культуры, было бы больше хороших фильмов, песен, спектаклей и счастливых людей. А как думаете вы, дорогие читатели?