«Особенностей национальной охоты» и смешно и больно: «жить захочешь – не так раскорячишься!»

220

Это настоящая русская комедия, да еще с национальным колоритом! Над приключениями Булдакова, Бычкова, Стругачева и фина Хаапасало, которые исполнили главные роли в картине, в прямом смысле слова ржала вся страна. После премьеры актеры проснулись мегазвездами. А ведь они считали, что снимаются в обычной «проходной» комедии. И вдруг такой бешеный успех!

Правда, и без критики не обошлось. Завистливые эстеты воротили нос, мол, режиссер Александр Рогожкин выставил великий русский народ сборищем сплошных алкоголиков. К счастью, и народу, и Рогожкину на этих критиков было «по барабану», поэтому фильм заслуженно попал в число самых любимых – таких, которые часто пересматривают и всегда находят для себя что-то как в первый раз. Но это внешняя, так сказать, «парадная» сторона. А что же осталось за кадром? Попробуем вместе побольше узнать о любимой комедии.

Булдаков сломал ребро, Русскина откачивали…

Снимали комедию на природе, в Карелии, жили актеры в пионерском лагере. Оператор заботился о том, чтобы показать девственную, дикую природу, поэтому все время приходилось бежать по незнакомой местности. А ведь это же лес, тем более — лес карельский (снимали на Карельском перешейке). Там валуны, камни, несколько раз актеры падали в ямы, на камни, поскальзывались, тонули. У генерала Булдакова даже было сломано ребро.

Кадр из фильма «Особенности национальной охоты», 1995 г, режиссер Александр Рогожкин, киностудии «Ленфильм»

И это не единственный проблемный случай. Во время одного из эпизодов вся съемочная группа пошла ко дну вместе с камерами, осветительной аппаратурой, когда плот вдруг перевернулся. Хорошо, что вовремя отключили электричество… Сергей Русскин, исполнивший роль Сергея Олеговича, несколько раз тонул!

Кадр из фильма «Особенности национальной охоты», 1995 г, режиссер Александр Рогожкин, киностудии «Ленфильм»

Ему пришлось в фильме плыть, держа в одной руке удочку, другой грести, и это все — в костюме!.. В этом эпизоде у актера было кольцо на мизинце, которое для него очень дорого, как талисман, подарок супруги. Когда Сергей подплывал к топляку, колечко зацепилось за леску и слетело с руки. Пришлось нырнуть, актер каким-то чудом схватил его ртом. Барахтался в воде, и все-таки камеру не остановили, снимали…

В «… охоте» есть кадр, когда Русскин в сарае был зажат надувной лодкой. Это спасательная лодка ВМФ, она очень быстро надувается, и там его действительно настолько сильно прижало, что чуть ребра не треснули. Или кадр, где он глотает таблетку. Это был эффералган-упса. А поскольку делали дублей десять, то он выпил десять таблеток. В результате Сергея потом откачивали: упали давление и температура.

Кадр из фильма "Особенности национальной охоты", 1995 г, режиссер Александр Рогожкин, киностудии «Ленфильм»
Кадр из фильма «Особенности национальной охоты», 1995 г, режиссер Александр Рогожкин, киностудии «Ленфильм»

А водку пили по-черному

В этом признаются и сами артисты. Надеемся, в шутку. Однако Сергей Русскин в одном из интервью рассказывал, что были такие периоды, когда уже не понимаешь, какую ты пьешь водку — настоящую или воду, потому что находишься в состоянии транса.

По договоренности сторон в фильме должна была рекламироваться водка «Урожай». Ее привезли на съемочную площадку – несколько ящиков. А чтобы все было по-настоящему (не переливать же водку и заполнять бутылки водой), актеры решили и пить по-настоящему. Но когда приехали спонсоры и увидели, что они пьют ее стаканами, то схватились за голову: «Как, вы до сих пор живы?! Вам же паленую водку привезли! Мы же не думали, что вы ее пить будете!». К счастью, все остались живы…

Кадр из фильма "Особенности национальной охоты", 1995 г, режиссер Александр Рогожкин, киностудии «Ленфильм»
Кадр из фильма «Особенности национальной охоты», 1995 г, режиссер Александр Рогожкин, киностудии «Ленфильм»

«Горячий финский парень» боялся камеры

Для финна Вилле Хаапасало «Особенности национальной охоты» — это роль стала его дебютом в кино. Вилле учился на последнем курсе вуза, а режиссер искал характерный типаж. Кто-то из знакомых сказал Рогожкину, что в театральном учится студент из Финляндии.

Кадр из фильма "Особенности национальной охоты", 1995 г, режиссер Александр Рогожкин, киностудии «Ленфильм»
Кадр из фильма «Особенности национальной охоты», 1995 г, режиссер Александр Рогожкин, киностудии «Ленфильм»

Вилле пригласили на пробы. Светловолосый, высокий (рост актера 185 см) Вилле с характерными чертами лица тут же подошел под образ. Талантливого парня не сильно хотели отпускать в «проходную» картину. Считалось, что на четвертом курсе студент не должен отвлекаться от учебы. Однако директор театрального настоял на том, чтобы Вилле отправился на съемки.

В 22 года артист был очень не уверен в себе, боялся камеры. Ему повезло с актерской труппой и режиссером. Они все помогли Хаапасало справиться со страхами и начать играть.

Российская известность помогала Вилле делать карьеру и на родине.

Правда, произошло прорыв произошел не сразу: после съемок в «Особенностях национальной охоты» он писал письма в финские театры, посылал резюме, но все безуспешно: везде мне отвечали отказом или молчанием. Потом, правда, завеса молчания была снята. Но и сейчас актера воспринимают там как иностранца. Он играет в Финляндии русских, ингушей… А в России – финнов…

Корову «раскорячили» в фотошопе

Помните эпизод, когда на бомбардировщике перевозят корову, а когда начальство это обнаруживает, быстренько приказывают ее сбросить через бомболюк. По задумке режиссера корова, растопырив все четыре ноги, висела над дырой. Мол, «жить захочешь – еще не так раскорячишься!». Но корова по физиологии своей не может так растопырить ноги даже наполовину!

Кадр из фильма "Особенности национальной охоты", 1995 г, режиссер Александр Рогожкин, киностудии «Ленфильм»
Кадр из фильма «Особенности национальной охоты», 1995 г, режиссер Александр Рогожкин, киностудии «Ленфильм»

Пришлось поработать студии компьютерной графики. Проблема в том, что компьютеры тогда еще совсем слабенькие были, а фотошоп – одна из первых версий. Корову подвесили в сетке, над бомболюком, сфотографировали, а потом уже все дорабатывали в комьютерной программе. Правда, по словам очевидцев, и сама корова неплохо сыграла – вертела головой и мычала.

Кадр из фильма "Особенности национальной охоты", 1995 г, режиссер Александр Рогожкин, киностудии «Ленфильм»
Кадр из фильма «Особенности национальной охоты», 1995 г, режиссер Александр Рогожкин, киностудии «Ленфильм»

Актера на роль Соловейчика подбирали по длине носа

Артист, которого Александр Рогожкин хотел видеть в фильме в роли Соловейчика тоже был тоже имеет длинный нос. Предположительно, режиссер приглашал Александра Лыкова (легендарный Казанова из «Ментов»). Но по какой-то причине тот или не смог, или просто отказался от роли в «простенькой» комедии.

Кадр из фильма "Особенности национальной охоты", 1995 г, режиссер Александр Рогожкин, киностудии «Ленфильм»
Кадр из фильма «Особенности национальной охоты», 1995 г, режиссер Александр Рогожкин, киностудии «Ленфильм»

И тут оказалось, что единственный оставшийся актер в Петербурге с длинным носом — это Стругачев. Семен, как обычно, паясничает: «Все курносые, один Лева носатый! В большом носе есть особый колорит. А для оператора вообще хорошо: нос сразу перекрывает полкадра. Много декораций строить не надо. Экономия какая! ».

Факты и фактики

***

Фильм полон пародий на другие известные фильмы: пародия на фильм «Мимино» — эпизод с перевозкой коровы на самолете (в Мимино эпизод с перевозкой коровы на вертолете). По мнению многих людей, генерал Иволгин очень напоминает покойного генерала российской армии Лебедя.

***

Майор Чердынцев (комендант аэродрома) «по совместительству» с тем же именем и в исполнении того же актера фигурирует телесериале «Улицы разбитых фонарей».

Источник