Сын слесаря и портнихи, он мечтал стать артистом балета и танцевать на сцене ведущие партии. Именитые педагоги прочили ему блестящее будущее успешного балетного танцора.
Сергей Николаевич Филиппов родился в 1912 году в бедной и простой саратовской семье. Его мама мечтала, чтобы он стал краснодеревщиком.
Но однажды Филиппов с друзьями гулял рядом с местным клубом и заглянул в окно. В своих мемуарных записках он так описал этот судьбоносный момент: «В окне увидели девчонок в коротеньких юбках. Ногами что-то выделывали, кренделя какие-то. Ноги понравились. Я решил, что это мое призвание – ноги. Мы заглянули в комнату. На двери была табличка «Хореографический кружок». Мы понятия не имели, что значит «хореографический», от слова «харя» что ли? Но оказалось – нет».
Так юный Филиппов попал в танцевальную студию, где очень быстро стал лучшим учеником. И уже в 1929 году по совету преподавателей отправился в Москву поступать в балетное училище при Большом театре. Но, увы, Сережа опоздал на приемные экзамены. Не раздумывая, Филиппов отправляется в Ленинград в хореографическое училище. Но и там его будут ждать закрытые двери приемной комиссии.
Однако Филиппов не собирался сдаваться. Он подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда поступил с первого раза. В 1933 году, сразу после окончания учебы, Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета.
Впервые Сергей Николаевич вышел на сцену в роли кочегара в балете «Красный мак». Как гласит легенда, дебют Сергея Филиппова в этой роли прошел под хохот зрителей. Вместо того чтобы пробежать по сцене с ведром, Филиппов неожиданно повесил его на вытянутую руку одного из актеров и благополучно скрылся за кулисами. Но никаких выволочек молодому актеру делать тогда не стали.
Но… жизнь распорядилась по-другому.
Карьера балетного танцора для Филиппова окончилась практически так и не начавшись. Это был всего четвертый спектакль артиста. Но именно он станет последним. Во время выступления Филиппов потерял сознание и рухнул на сцену. Медики констатировали сердечный приступ и посоветовали с балетом расстаться. «Иначе в следующий раз вы просто умрете», — вынесли свой вердикт эскулапы».
Театр
После неудачной балетной карьеры Филиппов перешел работать в Театр-студию эстрады. На одном из выступлений его заметил Николай Акимов и предложил работать в Ленинградском театре комедии.
В этом театре Сергей Филиппов проработал 30 лет — с 1935 по 1965 годы. Здесь он сыграл свои лучшие роли в спектаклях «Собака на сене», «Не все коту масленица», «Актриса», «Простая девушка», «Ревизор» и десятках других.
В довоенные и послевоенные годы фильмов снималось не так много, поэтому люди охотно ходили в театр. Благодаря этому, Филиппов быстро прославился.
В год театр эстрады ставил 16 спектаклей, и Сергей Николаевич участвовал во всех. Ему талантливо и тонко удавалось сыграть все уродливое и пошлое, что есть в людях, и это всегда было неожиданно и мастерски.
Карьера Филиппова в театре эстрады завершилась в 1965 году. Его «ушли» по собственному желанию.
Все дело в том, что он с трудом уживался с коллегами, мог запросто обидеть даже совершенно незнакомого человека, нахамить или послать матом. Последней каплей стали нецензурные ремарки, которые нетрезвый Филиппов подавал из-за кулис.
Спасение в кино
Сергей Николаевич Филиппов, — наш любимый Киса Воробьянинов из «12 стульев» Гайдая, шведский посол из «Иван Васильевич меняет профессию», «Масик» из «Девушка без адреса», пациент профессора Преображенского в «Собачьем сердце».
На самом деле Филиппов сыграл в кино больше ста ролей, большинство из которых были совсем небольшими или эпизодическими.
Правда, его первые роли современники, наверняка, уже не помнят. В 1937 году Сергей Филиппов дебютировал на большом экране, сыграв финна в фильме «Падение Кимас-озера». Затем были съемки в «Волочаевских днях», «Члене правительства», «Новых похождениях Швейки», «Беспокойном хозяйстве», «Золушке».
Расцвет актерской карьеры Сергея Филиппова в кино пришелся на 1950-е годы. Со своей необычной внешностью и неповторимым тембром голоса артист сразу же полюбился зрителям. Среди его самых ярких ролей того времени лектор из «Карнавальной ночи» и Казимир Алмазов в «Укротительнице тигров».
Режиссеры, и критики высоко оценили импровизационный талант Филиппова, а также пластичность и физическую силу, которые позволяли ему с легкостью выполнять опасные трюки.
Для актера все складывалось вполне удачно, он играл в театре и кино. Если бы не проблемы со здоровьем, которые начались у актера в середине 60-х годов. У него обнаружили опухоль мозга, которую поначалу отказались оперировать.
Сергей Филиппов уже был утвержден на роль Кисы Воробьянинова в комедии «Двенадцать стульев», когда у актера вдруг начались сильные головные боли. Это чуть не стоили Сергею Николаевичу самой неповторимой роли в его жизни.
Леонид Гайдай решил, что Филиппову будет сложно участвовать в съемках и пригласил на роль Кисы Ростислава Плятта. Узнав об этом, Филиппов ультимативно заявил Гайдаю, что эта роль его, и он будет сниматься в любом случае.
Надо отдать должное и Плятту. Узнав о желании больного коллеги сниматься, тот не стал настаивать на своем и благородно уступил роль.
Филиппов сыграл Кису блестяще и неповторимо. Очевидно, что эта роль дала ему мотивацию бороться за жизнь. И он выиграл у судьбы еще целых 20 лет.
Закончив съемки у Гайдая, Филиппов уехал в Ленинград, где его ждал доктор, который не побоялся взяться за операцию. После реабилитации актер довольно быстро вернулся в кинематограф.
В 70, 80-е годы он снимался очень много, но в основном в эпизодах: играл шоферов, милиционеров, администраторов, пьяниц, самоуверенных выскочек. Но к каждой такой роли Филиппов подходил очень серьезно, придавая своим персонажам уникальные и запоминающиеся черты.
В 1989 году он в последний раз вышел на съемочную площадку в фильме Гайдая «Частный детектив, или Операция “Кооперация”», где по иронии судьбы сыграет злого старика.
Семья, дети, любовь
Он был женат два раза. Первой женой Филиппова стала балерина Алевтина Горинович, с которой Сергей Николаевич познакомился в училище. Молодые люди быстро поженились, а в 1936 году у них уже родился сын Юрий.
Первые годы из десяти прожитых вместе, супруги жили очень счастливо. Сергей Николаевич очень любил Алю, а она его безумно ревновала, а еще обижалась на то, что для мужа слава дороже, чем они с сыном.
Когда пришла оглушительная популярность, личная жизнь Сергея Филиппова начала рушиться – в ней появились не только застолья с коллегами и поклонниками, но и другие женщины, с которыми он заводил романы. Это доходило до Алевтины Ивановны, она мучилась и переживала.
А потом она ушла от Филиппова. Вскоре Горинович эмигрирует в Америку и больше на родину не вернется. Поэтому официально они так и не разведутся.
Сергей Николаевич не мог простить побега супруге. Он до мозга костей был коммунистом, поэтому такой поступок жены расценил как предательство.
Это заметно отразилось на его психике.
Из воспоминаний старейшей сотрудницы «Ленфильма» Любови Тищенко:
«В то время у него буквально «поехала» крыша. Ему казалось, что за ним следят органы КГБ, постоянно мерещились какие-то люди. Позже он говорил: «Конечно, я был дураком. У меня были совсем иные взгляды на жизнь, меня так воспитали. Спустя годы он осознал, что поступил неправильно. Однажды Филиппов мне признался, что никогда не бросил бы жену, если бы она не уехала в Штаты». Юрий Сергеевич, больше никогда не увидит отца. Он приедет в Россию только через 5 лет после его смерти.
Второй женой Сергея Николаевича, правда, гражданской, станет некая писательница Антонина Голубева. Женщина была старше Филиппова на тринадцать лет, но это их совершенно не смущало.
Он познакомился с ней в ресторане гостиницы «Астория», где жил в снятой для него режиссером Театра комедии Акимовым номере.
Это произошло почти сразу после расставания с Алевтиной Ивановной, и Филиппов быстро переселился из гостиницы к Голубевой.
Новая пассия актера ездила за ним повсюду, следила, чтобы он не заводил романов на стороне и пыталась отучить его пить. А еще она была против общения Сергея Николаевича с сыном, но он все равно продолжал навещать Юру, пока тот с матерью не уехал в Америку. В актерской среде эта женщина на тот момент вызвала бурю негативных эмоций.
Из воспоминаний старейшей сотрудницы «Ленфильма» Любови Тищенко:
«Я не знаю, чем вызвано такое отношение к этой трогательной и любящей женщине. Филиппов называл ее Барабулькой и сильно привязался к ней. Это была странная, абсолютно неприспособленная к жизни семья. Cо своей дочерью и внучкой Барабулька совсем не общалась. Однажды она предложила Филиппову встретиться с ними, но он наотрез отказался. Зато они объявились после смерти актера. Буквально за два дня вывезли из квартиры Филиппова всю мебель и дорогой сервиз, остальные вещи сдали в комиссионку».
Слава его сгубила
После выхода на экраны картины «Двенадцать стульев», публика по-настоящему влюбилась в алчного недотепу Воробьянинова. В советском прокате фильм посмотрело более 40 миллионов зрителей. Актер не мог спокойно пройти по улице, людям хотелось его потрогать, поговорить с ним. Однако слава тяготила и раздражала Сергея Николаевича. Несмотря на внешнюю раскрепощенность, актер был достаточно замкнутым и злым человеком. Более того, искренне ненавидел своих поклонников. Доходило даже до драк.
В период бешеной популярности с ним все хотели выпить. Пока Филиппов был молод и крепок, он никому не отказывал. А потом актер втянулся настолько, что каждый день ему обязательно надо было выпить коньячку или водочки.
Филиппов бросил пить только, когда был уже глубоко больным человеком, а и покупать спиртное ему было не за что, а в долг он никогда ни у кого не просил.
Забвение, старость, одиночество
Сергей Филиппов был тяжелым человеком со странной манерой общения. Нелюдимый по натуре и по жизни, общению с людьми, он предпочитал одиночество и чтение книг, которых у него было огромное количество.
Однако, как утверждает Любовь Тищенко, одна из немногих его близких подруг, которая ухаживала за ним в последние годы, этот невыносимый грубиян на самом деле был трогательным и глубоко ранимым человеком.
Незадолго до смерти он признался ей, что плакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большие» досталась Юрию Никулину».
Ведь он так мечтал сыграть положительную трагическую роль.
Сергей Николаевич был очень расточительным человеком, поэтому ничего не скопил себе на старость. А в молодости даже не знал ценность тем или иным вещам. В советское время актер мог достать любой дефицит и постоянно баловал своих знакомых. Но эта щедрость не спасла его от одинокой и нищей старости.
Филиппов и в молодости был замкнутым человеком, ну а в старости, после смерти второй жены и вовсе выбрал жизнь отшельника. Никого не впускал в свой дом, отключил телефон. Впрочем, коллеги по «Ленфильму», зная суровый нрав артиста, и сами не стали настаивать на своей помощи, а попросту вычеркнули его из своей жизни.
Последние годы стали самыми тяжелыми в жизни актера. Пенсии катастрофически не хватало, он просто бедствовал. Не платил месяцами за квартиру, буквально голодал, но ничего ни у кого не просил.
Филиппов даже врачей не вызывал на дом вероятно, потому что ему было очень стыдно за свой внешний вид и беспорядок, творившийся в квартире. Под конец жизни у Сергея Николаевича даже не осталось вещей. Когда актера нужно было отправить в больницу, пришлось укутывать его в одеяло.
По словам Любови Тищенко, за месяц до смерти Филиппов был уже другим человеком. Он страдал от головных болей, у него ломило все тело, с психикой у него тоже было не все в порядке.
Сергея Филиппова не стало 19 апреля 1990 года. Свою жену актер пережил всего на год и умер в одиночестве в своей квартире в обстановке ужасающей бедности.
Из воспоминаний Евгения Моргунова: «Ленинградская общественность бессердечно отнеслась к артисту. Он умер один в своей квартире и лежал две недели. Соседи обратились на «Ленфильм», но там приняли такое решение: он пенсионер, вот собес пусть его и хоронит. А может, хоть некролог дать в «Ленинградскую правду»? Зачем, маленький был артист. И только Сашенька Демьяненко, замечательный наш Шурик, собрал по копейкам деньги у актеров, которые были уже на пенсии, у актеров, которые знали Филиппова, сделали гробик и закопали. И слова, совершенно гениальные, написали на могиле: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения». Это были любимые его стихи».
Его похоронили рядом со второй супругой на Северном кладбище.
Сергей Николаевич был странным человеком, со своеобразной манерой общения. Но совершенно точно он был неординарной личностью. Мы не знаем, насколько успешной была бы его карьера в балете, но в кино его заменить точно никто не смог бы.