Леонид Гайдай почти в каждой своей комедии подшучивал над кем-нибудь из своих коллег. Причем делал это очень тактично, чтобы о шутке могли догадаться только друзья и наиболее осведомленные зрители. Это было и в «Операции «Ы», и в «Бриллиантовой руке», да и в других фильмах Гайдая. Большинство же советских граждан просто смеялись над теми или иными персонажами, даже не понимая, что они, оказывается, пародируют конкретных людей из окружения режиссера.
Не обошлось без колкостей в адрес коллег и в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».
Ярким сатирическим персонажем в картине был «известный режиссер Якин» в исполнении Михаила Пуговкина. Было понятно, что персонаж срисован с реального человека, но Леонид Иович публично никогда не рассказывал о том, кого он изобразил в этом образе.
Хотя сведущие люди сразу поняли, что по привычкам, оборотам речи, манере одеваться и вести себя с актерами, речь шла о великом и всемогущем Иване Пырьеве. К моменту съемок его уже не было в живых, но память о нём еще хорошо сохранилась среди работников кино. В свои последние годы он сам уже мало снимал, а больше занимался административной и руководящей работой.
Интересно и то, что существует вполне серьезная версия, что в своё время Михаил Булгаков в качестве прототипа своего режиссёра Якина, взял всё того же Ивана Пырьева. В те годы он был молодым и подающим большие надежды кинорежиссёром.
Пырьев в тридцатые годы снял несколько фильмов, который стали очень популярными. Ранняя слава позволила ему продвинуться и в административном плане. Он стал самым молодым членом художественного совета киностудии «Мосфильм», входил в художественную комиссию при Наркомпросе СССР, и даже есть сведения, что он, как член этой комиссии, в 1936 году участвовал в запрещении самой пьесы Булгакова, когда «Ивана Васильевича» начали репетировать в Московском театре сатиры. Не исключено и то, что он узнал себя в этом персонаже.
Особенно после намёка на любовные истории с актрисами, которыми в те годы он был очень увлечён. Даже фамилия Якин делала прямой намёк на Пырьева, потому что он всегда любил начинать свои выступления в худсоветах и комиссиях с выражений: «Я считаю…, я думаю…, я настаиваю…» и т.д.
Через сорок лет Леонид Гайдай многими конкретными признаками (одежда, трость, привычка сидеть, положа высоко ногу на ногу, высказывания и т.д.) тоже делал прямой намёк именно на Ивана Александровича Пырьева.
Когда в фильме Якин пытается угадать исполнителя роли Ивана Грозного и перебирает известных современных актёров, то названные им фамилии тоже не были случайными.
Якин называет фамилию Юрия Никулина. Понятно, что таким образом Гайдай «передал привет» своему другу, который отказался сниматься в этой роли.
Еще Якин называет фамилию Смоктуновского. Дело в том, что в тот год этот актёр играл Фёдора Иоанновича (сына Ивана Грозного) на сцене Малого театра. Известно, что Гайдай использовал в фильме некоторые мизансцены из этого спектакля, когда снимал свои кадры с Иваном Грозным в кремле.
С хитрым намёком прозвучала в фильме и фраза Зины: «Я ухожу к режиссеру Будимиру Косому!». Дело в том, что среди советских режиссеров, сверстников Гайдая, был режиссер Будимир Метальников, который в те же дни снимал тоже фантастический фильм в соседнем с Гайдаем павильоне «Мосфильма». Они были хорошими знакомыми, часто пересекались на киностудии, бывало, что вместе обедали в столовой. Оба страдали плохим зрением и носили очки, поэтому фамилия «Косой» тоже не была случайной.
Рассказывают, что когда снимали сцену с этой репликой Зины, на съемочную площадку к Гайдаю случайно зашёл Метальников. У Зины по сценарию были другие слова, но Гайдай экспромтом внёс в сценарий именно эту фразу с именем своего друга. Редкое, почти уникальное имя без вариантов намекало на Метальникова.
Говорят, что они вместе в тот день посмеялись над этим и Будимир Алексеевич был уверен, что эта сцена лишь шутка друга, и не войдет в фильм. Поэтому был приятно удивлен, когда его имя, пусть и в таком контексте, прозвучало на всю страну в комедии Гайдая.
Можно сказать, что подобными шутками Гайдай как бы продолжил традицию самого Булгакова. Помните поэта Ивана Бездомного в «Мастере и Маргарите»? Это же был намёк на популярных в те годы поэтов Демьяна Бедного и Ивана Приблудного, для которых тридцатые кончились плохо.
Или другой персонаж произведения – критик Латунский. Никто из сведущих не сомневался, что это был прямой намёк на ярого критика творчества самого Булгакова — советского критика Осафа Литовского, который своими статьями и рецензиями фактически уничтожил Михаила Булгакова как легального советского писателя.
В своём романе Булгаков описывает, как критик Латунский также сгубил и Мастера, а потом Маргарита, залетев к Латунскому в квартиру, устроила там в отместку погром.
Получается, что Леонид Гайдай своими шутками в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» как бы поддержал традицию великого писателя Михаила Афанасьевича Булгакова. И лично мне кажется, что это было не случайно.
Кинокритик нытик Никифор Ляпис-Трубецкой.
Фотографии опубликованы из открытых источников.