Сильная женщина, которая не будет плакать у окна — именно такие героини лучше всего получаются у актрисы Ирины Розановой. Сегодня в ее портфолио почти полторы сотни самых разных ролей: главных и эпизодических, комедийных и драматических, положительных и отрицательных. И в каждой из них Розанова не только убедительна, но и сильна. Характер и girls power видны издалека и пронизывают созданные ею образы. Прием актерской игры? Скорее жизненный принцип.
Эта женщина крепко стоит обеими ногами на земле и точно знает, чего хочет, с самого детства. Умеет отделить важное от ненужного и уверена, что добро всегда должно торжествовать над злом. В день рождения этой яркой актрисы вспоминаем ее биографию.
Ирина Розанова родилась летом 1961 года в Пензе. Но уже спустя несколько месяцев после рождения дочери семья перебралась в Рязань, где впоследствии прочно обосновалась. Родители — актеры драматического театра, поэтому на сцене Ирина побывала задолго до своего рождения. Мама не оставляла подмостков почти до самых родов, поэтому неудивительно, что дочери была уготована судьба прямиком в артистки.
«Когда папа впервые увидел меня, сказал: „Какая же она хорошенькая! На бульдожку похожа“. У меня и вправду вместо носа были две дырочки, такая Пульхерия Ивановна. Мама — в слезы! „Ты ее не любишь!“ Мама смешная… Папа любил меня безумно. Я выросла в бесконечных походах, на тренировках, на рыбалках с отцом».
Ирина дебютировала в пять лет: вышла на срочную замену заболевшей юной актрисы в одном из спектаклей, где играла ее мама. Радостный блеск в глазах дочери и успех у зрителей не мог не радовать родительницу, но все же она была против профессиональной актерской карьеры своей малышки:
«Как любая актриса, она знает, какой это несладкий и тяжелый хлеб. Она, наверное, переживала, только отговаривать меня было бессмысленно, и она это понимала. Если я чего-то сильно хочу, я все равно это сделаю, добьюсь. А мне очень хотелось стать актрисой».
Поэтому окончив среднюю школу, Ирина Розанова собирает чемодан и едет покорять Москву. Откуда очень скоро возвращается в родную Рязань: экзамены в Щепкинское училище будущая звезда с треском провалила.
«За столом сидела куча людей, а я видела только одного — Юрия Мефодьевича Соломина, „адъютанта его превосходительства“. У меня, провинциальной девчонки, ножки-то и подкосились. Промямлила стихи, как последняя двоечница, и, плохо себя осознавая, вышла из аудитории. А следом за мной какая-то артистка из комиссии. Говорит: „Девочка, дорогая, а вы откуда сами? Из Рязани? Так поезжайте же обратно, не мучайтесь, не портите судьбу, вам не надо быть артисткой“. И в тот момент я ей даже поверила!».
Поверила, но не до конца. Вернувшись в Рязань, Ирина устраивается на работу в театр: костюмером и актрисой массовки. «Гладила рубашки, чистила сапоги, работала в массовке. Помню, как подглядывала за спектаклем из-за кулис и думала: «Как же хорошо играет этот актер! А все потому, что он в моей рубашке». Ирина верила: однажды удача улыбнется ей и она станет-таки актрисой. Так и случилось. Вторая попытка поступить в институт оказалась гораздо более успешной, и Розанову зачисляют на актерское отделение ГИТИСа.
«В 19 лет началась моя самостоятельная жизнь в другом городе. Чтобы дочка не маялась по общагам, родители сняли комнату. А чтобы не задурила, оказавшись на свободе, со мной отправили мою няню Лизу. Мы долго потом жили вместе. Помню, мне было уже 36 лет, шли переговоры насчет одних съемок: «Мы вам звонили на домашний телефон, вам мама передавала?». Отвечаю: «А это не мама, это моя няня». Изумленная пауза! Какая, мол, няня у 36-летней тетки?».
Уже на втором курсе Ирину Розанову пригласили в труппу Театра имени Маяковского. Его прима — Наталья Гундарева — очень благоволила новенькой и неизменно становилась на ее сторону, когда другие актрисы начинали интриговать против Розановой. Кстати, именно она уговорила Ирину сняться в популярнейшем сериале 90-х «Петербургские тайны», в котором Розанова сыграла одну из главных ролей. Молодая актриса с презрением относилась к работе на телевидении, но Гундарева быстро вернула ее с небес на землю: «Это будет такая популярка, которая тебе и не снилась. Будешь полной дурой, если откажешься». Розанова послушалась, о чем ни разу в будущем не пожалела.
Но это будет еще 10 лет спустя, а пока — в 1985-м — вчерашняя выпускница ГИТИСа только дебютирует в кино. Камера любила ее, а режиссеры ценили талантливую и трудолюбивую актрису. После съемок в перестроечной «Интердевочке» (1989) Петра Тодоровского, где Розанова сыграла проститутку Симу «Гулливер», от поклонников мужского пола не стало отбоя. Смешная и немного нелепая тетка в исполнении Розановой неожиданно оказалась секс-символом для тысяч мужчин. А ведь Ирина даже немного расстроилась, когда вместо главной роли режиссер предложил ей сыграть «Гулливера».
«Мне так хотелось сыграть главную роль, но едва я перешагнула порог, Тодоровский воскликнул: «Сима Гулливер! Ты ж моя любимая, иди сюда! Так вот ты какая!». А я говорю: «Петр Ефимович, миленький! А можно я сыграю интердевочку?» — «Нет! Если таких женщин будут увозить из страны, то никто мне этого не простит».
Сотрудничество с Тодоровским на следующей их совместной картине «Анкор, еще анкор!» принесло Ирине победу в номинациях «Лучшая женская роль» на Международном фестивале актеров кино «Созвездие» и Национальной премии кинокритики и кинопрессы России «Золотой Овен».
Есть у Розановой и «Золотой орел» за роль Екатерины Фурцевой в сериале «Фурцева. Легенда о Екатерине», очень важной женщины в истории СССР. Готовясь к роли, Ирина перелопатила кучу архивных документов и хроник, общалась с родственниками и коллегами своей героини, чтобы как можно лучше воплотить ее образ на экране.
Ее работы в театре также не оставались незамеченными. «Чайкой» отмечена роль Настасьи Филипповны в исполнении Розановой, в спектакле «Идиот» Театра на Малой Бронной. Иначе и быть не могло.
«Мама всегда говорила: «Театр — это храм. Либо священнодействуй, либо убирайся вон».
Вот она и священнодействовала. Если чувствовала, что в именитом театре становилось трудно дышать — запросто уходила в безвестность, только бы не изменить самой себе.
«Я не знала, что будет дальше, но понимала, что это лучше, чем сидеть на одном месте и проклинать свою жизнь. Я не люблю ходить строем — это не мое. Расставаться вообще непросто. Это всегда болезненный момент. Но я считаю, что делать это нужно вовремя, чтобы не доводить ситуацию до того момента, когда резкое неприятие происходящего затмевает все».
Розанова сменила театр Маяковского на независимый театральный проект «Человек», из него ушла на Малую Бронную, а после — совсем ненадолго — в Ленком. Но в какой-то момент поняла, что и там дальнейшее нахождение бессмысленно. Хороших ролей, как и денег, почти нет, а жить на что-то надо. И примерно с конца 90-х актриса полностью посвящает себя работе в кино и коммерческой антрепризе.
«Есть роли — подарки, есть роли — заработок. Но и заработок нужно превращать в радость. Я по-другому не умею. Не умею работать, как «на конвейере» — чтобы было скучно, лениво, вяло. Нет, я должна всё взорвать, всех завести. Тогда и мне будет кайф, и зрителям».
Если о работе и творчестве Ирина Розанова готова говорить часами, то о личной жизни — все вопросы под запретом. Известно, что официально она несколько раз была замужем, а все ее избранники — из мира кино. С первым мужем Евгением Каменьковичем познакомилась еще в ГИТИСе. Режиссер Дмитрий Месхиев — ее следующий избранник, стал таковым после совместной работы над фильмом. Второй официальный муж — бизнесмен и продюсер Тимур Вайнштейн, третий — оператор Григорий Беленький. Последние серьезные отношения связывали актрису с режиссером Бахтиером Худойназаровым. Удивительно, но о каждом из мужчин Ирина Розанова отзывается с невероятной теплотой. Все они стали ей по-настоящему родными и близкими людьми. А то, что совместная жизнь не сложилась, — ну значит не судьба.
«Способность влюбляться, даже пройдя через разочарования, — это божий дар. Но для меня понятие дружбы дороже, чем любовь, ведь острое влечение друг к другу, страсть с возрастом могут уйти. Из тех, кого любишь, но вовремя отпускаешь, получаются самые преданные друзья. Я никому не позволю обидеть тех, с кем меня сводила судьба. Почему я расставалась со всеми своими мужьями? Отчасти, кстати, из-за бездетности. Знала, что мои свекрови, эти замечательные и добрые женщины, ждали внуков. И мне было тягостно это ожидание, которое я, увы, не могу оправдать».
Кстати, какое-то время после совместных съемок в фильме «Мамы» Ирине приписывали роман с Аленом Делоном. На самом же деле, хоть эти двое и понравились друг другу, они остались просто друзьями.
«Он удивительный, я бы сказала «офигенский», этот Делон! Он сказал мне такие слова, от которых я обрыдалась: «Знаешь, у меня в жизни все уже есть, мне ничего не нужно, я все видел, но первый раз в жизни я встретил актрису, с которой хочу продолжить общение и снять еще какое-нибудь кино. Это ты!». Я сразу в слезы, мне же много не надо, чтобы разреветься. А потом мы с Делоном поехали с премьерой «Мам» в Ереван. Одна пресс-конференция, вторая, какой-то прием, рестораны. «Господи, — говорит Ален. — Я так устал…» Я говорю: «Так брось все, иди спать». В ответ: «Только если с тобой». — «Хулиган!»
В будущем году Ирина Розанова отметит серьезный юбилей. Правда, внешне актриса выглядит совершенно потрясающе и очень молодо. Говорит, что секрет прост: он — в движении. «Так что, девочки, имейте в виду: хотите похудеть — двигайтесь больше. В выходной предпочту сходить на выставку, посетить музей, а не протирать штаны за светскими беседами».
Сегодня, по ее собственному признанию, единственное, чего бы она себе пожелала — еще больше ролей, но «мало снимают, пишут про возраст. Почему? Это вопросы не ко мне. Но посмотрите, что вытворяет Мэрил Стрип в фильме «Август». Тебя всего выворачивает, когда смотришь это кино. У нас пока не Голливуд, к сожалению, а очень бы хотелось играть и то, и это. Я не могу жаловаться, мне нравятся мои роли и в «Одессе», и в «Жили-были», и в других недавних работах. Но очень интересно попробовать и что-то ещё. Робота сыграть или кикимору. Почему нет? Я всегда открыта к новому».
Источник