«Периодически все мамино тело покрывалось коростой, которую приходилось специальным образом удалять. Переволнуется — и короста появляется вновь. А нервничала она часто. С годами у мамы развилась тяжелейшая неврологическая болезнь: нервные окончания так воспалялись, что болело все тело».
Супружеская пара Евгения Евстигнеева и Галины Волчек была своеобразным символом оплота новой театральной культуры СССР — театра «Современник». Поженившись практически в момент его основания, артисты преодолевали творческие и бытовые трудности, пошли на тяжёлый конфликт с родителями Волчек — уважаемые жители столицы, они были категорически против зятя из провинции.
Евгений Евстигнеев и Галина Волчек в театре. Кадр передачи «Далекие близкие»
В 1961-м у супругов родился сын и, казалось, они и дальше будут идти рука об руку. Но три года спустя брак совершенно неожиданно развалился, Евстигнеев женился на недавно пришедшей в театр Лилии Журкиной. Anews рассказывает о судьбе актрисы, из-за который распался этот ярчайший союз.
«Если у тебя было мужество предать, почему нет мужества признаться?»
Точной информации о том, как начались отношения Журкиной и Евстигнеевой нет, но основной версией является то, что первый шаг сделал всё-таки мужчина. Молодая актриса была писаной красавицей — ей на творческих вечеринках пытался назначать свидания даже Шарль Азнавур. Евстигнеев серьёзно увлёкся ей, применил всё своё обаяние — и добился взаимности.
При этом, уходить от Волчек актёр не собирался — связь была тайной.
«Мама рассказывала, что папа подсовывал ей в карман пальто любовные записочки. А на собраниях труппы специально садился сзади и тихонько дул в шею — заигрывал», — рассказывала в интервью «7 дням» дочь пары Мария Селянская. По её словам, всё вскрылось на выездной работе театра в Саратове. Евстигнеев и Журкина отлучились на ночную прогулку и оказались единственными отсутствующими на внезапно объявленном утреннем собрании.
Правда, в передаче «Жена. История любви» Галина Волчек описала эту историю иначе. Саратов стал лишь финалом — об измене мужа ей рассказывали давно. В волжском городе Евстигнеев не пришёл на вечерние посиделки труппы. После, явившись с другом ночью, начал говорить, что играл в бильярд. Волчек порядком устала от сомнений и решила расставить точки над i. Пять часов она вытягивала из супруга признание: «Последним аргументом стало: “Если у тебя было мужество предать меня, почему нет мужества признаться?”»
Получив признание, что Евгений был с Лилией, Галина позвонила в номер девушки, извинилась за ранний звонок и попросила прийти. После Волчек спросила, любит ли Журкина её мужа. Услышав в итоге утвердительный ответ, Галина сказала: «Тогда, Лилечка, выйди, пожалуйста, в коридор, через 10 минут выйдет Женя с чемоданом и вам никого не надо будет обманывать».
«Мамино тело покрывалось коростой»
Практически сразу после этого Лилия Журкина ушла из театра. Ходили разговоры, что это произошло из-за давления Волчек, но они не находили подтверждения. По словам Марии Селянской: «Волчек маму никогда не обижала». Сама Галина говорила, что решение было принято художественным руководителем Олегом Ефремовым.
Раскрытые любовники решили жениться, но для этого Журкиной пришлось выдержать тяжёлый развод со своим мужем — скульптором Олегом Иконниковым:
«Он очень долго не отпускал маму. Разводиться ходили несколько раз. В те годы происходило это в суде, даже при отсутствии детей в семье. Олег специально Лилю смешил, корчил рожи, рассказывал анекдоты. А она в молодости была хохотушкой, вот их и выгоняли за недопустимое в государственном учреждении поведение. Когда всё-таки получили развод, Иконников завел собаку и назвал ее Лиля — в отместку маме».
В 1966 году Лилия всё-таки вышла замуж за Евгения и стала Евстигнеевой.
Свадьба Евгения Евстигнеева и Лилии Журкиной. Фото — личный архив
В новом браке довольно быстро наметились проблемы. Оказалось, что женщина совершенно не готова быть для выдающегося актёра просто надёжным тылом — она питает серьёзные карьерные амбиции. Хуже всего, эти амбиции так и остались неудовлетворены — женщину приглашали лишь в эпизоды. Очевидно, выдающимся талантом Лилия не обладала, а красота ей скорее мешала. «У неё такое “западное” лицо. И в советское время подобная внешность не была востребована», — говорила Мария Селянская в передаче «Далекие близкие».
Лилия Евстигнеева. Кадр передачи «Далекие близкие»
Не могла женщина устроиться и в театр. Лишь в 1975-м она вошла в труппу МХАТа — помог перешедший туда муж. Но продвигать жену более напористо мужчина не решался:
«Мама ревновала его к ролям, славе. Страшно обижалась, что папа отказывался замолвить за неё словечко в театре. Не раз слышала, как мама просила:
— Женя, ну скажи Ефремову, чтобы дал новую роль. Ты же знаешь — у меня получится!
— Я не могу. Да он и не послушает. Не принято это в театре, понимаешь? Не-при-лич-но».
Та же ситуация была и в кино. Всё, на что решался Евстигнеев — брать супругу в эпизоды фильмов, где участвовал.
Евгений и Лилия Евстигнеевы в фильме «Потрясающий Берендеев»
Проблема была и с родственниками. Мать Лилии не любила Евстигнеева, постоянно говорила, что звёздный актёр ей изменяет. А свекровь так и не приняла вторую жену сына — она любила Галину Волчек, открыто выказывала предпочтение внуку от первого брака.
Худшее настало, когда у Лилии обнаружились проблемы со здоровьем. Всё началось с аллергии, которая развилась в тяжёлое кожное заболевание — псориаз. Для признаваемой всеми красавицы это было кошмаром и значительно усугубило её страхи и сомнения:
«Периодически всё мамино тело покрывалось коростой, которую приходилось специальным образом удалять. Переволнуется — и короста появляется вновь. А нервничала она часто. С годами у мамы развилась тяжелейшая неврологическая болезнь: нервные окончания так воспалялись, что болело всё тело».
Евстигнеев пытался лечить жену, искал лучших врачей, клал её в разные клиники. В доме часто бывали экстрасенсы, целители — но ничего не помогало.
Однажды Лилия даже пыталась свести счёты с жизнью: «Наглоталась таблеток. Еле откачали…»
В августе 1986 года 49-летнюю Лилию Евстигнееву в очередной раз положили в неврологическое отделение. Оттуда женщина уже не вернулась.
Гибельный брак для обоих
«Почему мамина судьба сложилась так несчастливо? — задавалась вопросом Марина Селянская. — В её представлении муж должен был взять все заботы на себя: опекать, наставлять, ограждать и поклоняться красоте жены.
Именно поэтому маме нравились мужчины постарше. Обычно в семьях, где у супругов большая разница в возрасте, так и бывает. Но у нас это не прошло. Папа был актёром, причем гениальным. А рядом с гением, как известно, можно стать счастливым, только посвятив ему жизнь. Мама этого не захотела. Или не смогла».
И пострадала от этой ситуации не только Лилия, но и сам Евгений Евстигнеев. По ходу жизни у актёра обнаружились проблемы с сердцем — и тяжёлый брак их только усугублял. Смерть жены принесла ему очередной инфаркт.
«Уже после того, как Лили не стало, Женя мне однажды устроил настоящий выговор, — рассказывала Галина Волчек, — Кричал: “Ты со своим максимализмом всё разрушила, зачем?!” А я пыталась его успокоить: “Женя, ты что, у тебя же сердце…”»
Какое-то время о Евстигнееве заботилась третья жена, Марина Цывина — с ней он начал встречаться под конец второго брака. Но весной 1992-го положение стало по-настоящему отчаянным. Артиста на государственные деньги отправили к ведущему кардиохирургу Великобритании. Тот лишь развёл руками — требовалась пересадка сердца, а времени на согласование уже не было. 4 марта у актёра случился очередной приступ — он умер прямо на больничной койке.