Пройдя суровые жизненные испытания, многим людям не под силу вернуться к нормальной человеческой жизни и продолжить заниматься творчеством. История жизни выдающегося советского актёра театра и кино, Заслуженного артиста РСФСР Алексея Смирнова — это самая настоящая драма, повествующая о силе духа человека и актёра, и рождающая массу вопросов, ответы на которые сейчас уже сложно найти.
Но ясно одно, что Алексей Смирнов — это поистине великий человек, который радовал своими яркими и неповторимыми образами зрителей всех возрастов. Демонстрируя крепкий характер настоящего мужчины, артист сумел оставить о себе светлую память в сердцах своих преданных поклонников. Судьба Смирнова ещё уникальна и тем, что шлейф слухов пополз за ним не при жизни, а только через много лет после того, как артиста не стало.
Алексей Макарович Смирнов родился 28 февраля 1920 года в городе Данилов Ярославской губернии, РСФСР. В семье было двое детей: старший Алексей и младший Аркадий.
Когда Алексею Смирнову было шесть лет, его семья перебралась в Ленинград, где вскоре не стало отца Макара Степановича. Воспитанием двух сыновей занималась мать — Анна Ивановна, у которой был твёрдый и властный характер, она всячески старалась оградить парней от плохих уличных компаний.
С самого детства Алексей Смирнов увлекался искусством. В школе он посещал драмкружок и участвовал в различных театральных постановках. В 1937 году, после окончания школы, Смирнов пошёл учиться в актёрскую студию при Ленинградском театре музкомедии.
В 1940 году, после окончания учёбы, остался служить в этом же театре. Но поработать на сцене в полной мере Смирнову не далось, он успел выступить лишь один раз и сыграть роль Чёрного Орла в оперетте “Роз-Мари”. Осенью того же года Алексея Смирнова призвали в Красную Армию. В Ленинграде у Смирнова осталась любимая девушка — Лидия Маслова, которая обещала его ждать.
Уходя на службу, Алексей спрятал под половицу обручальные кольца, ведь он ещё не знал, что вернётся домой только через пять долгих лет. Причём совсем другим человеком. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война и Алексей вначале служил химинструктором, а затем командиром огневого взвода артиллерийской батареи.
Трудные годы войны
В составе своего подразделения Смирнов принимал участие в боях и неоднократно ходил в разведку в тыл врага. Летом 1943 года Алексей Макарович был награждён медалью “За отвагу”. В наградном листе было указано, что будучи в разведке, он лично уничтожил трёх немецких солдат, а в другом бою вёл интенсивный огонь из миномёта, благодаря чему ликвидировал до двух взводов пехоты противника.
В боях за Украину в марте 1944 года Смирнов проявил безмерное мужество и героизм и был награждён орденом Красной Звезды , хотя изначально он был представлен к ордену Отечественной войны I степени.Летом 1944 года Алексей Макарович за личное мужество был удостоен ордена Славы III степени. В концу войны Смирнов был награждён орденом Славы II степени и медалью “За боевые заслуги”.
Примечательно, что при своих заслугах он также руководил в полку художественной самодеятельностью. Завершить войну в Берлине Смирнову не удалось: во время одного из боёв в январе 1945 года он был сильно контужен и после лечения в госпитале был комиссован. Его брат Аркадий, к сожалению не вернулся.
Возвращение домой
Всё бы ничего, но из-за контузии Алексей Макарович лишился возможности иметь детей. Смирнов не обозлился на весь мир и не превратился в замкнутого человека, а стал одним из самых ярких актёров нашего кино. Невеста Алексея, Лидия Маслова, целых пять лет ждала возвращения своего жениха. Но их встреча получилась очень короткой и более чем холодной. Смирнов не хотел видеть Лидию и даже сказал ей: “И вообще, кто тебя звал?”
Лидия Маслова вышла замуж через два года. Все знакомые Смирнова были на той свадьбе, кроме него. Алексей Макарович там даже не показался. На следующий день на пороге своей квартиры Лидия обнаружила букет цветов с запиской “Будь счастлива”. Истинную причину вынужденного одиночества и отказа от семейной жизни Смирнов никому не рассказывал и все свои проблемы и горести хранил в тайне от близких и друзей.
Но надо было жить и работать, и Смирнов вернулся туда, откуда уходил, в Ленинградский театр музкомедии. В 1946 году он был принят в труппу театра. У Смирнова не было слуха и ему не давали больших ролей в музыкальном театре. Поэтому, будучи неизвестным, жил он бедно. Но благодаря роли Петра Первого в постановке “Табачного капитана”, на талантливого актёра обратило внимание Ленинградское руководство и он вскоре перешёл на работу в “Ленгосэстраду”.
Бросить театр ему все равно бы пришлось, потому что Смирнов не мог на полгода уезжать на гастроли, он ухаживал за матерью. После того как один из сыновей не вернулся с войны, состояние здоровья Анны Ивановны ухудшилось и она перестала общаться с посторонними людьми, пуская в свой мир только Алексея. А потом она и вовсе перестала узнавать Алексея Макаровича. Со временем, потеря близкого человека привела к тому, что Алексей Смирнов ещё больше стал замыкаться в себе и топить свою боль в алкоголе.
Театр и кино
Алексей Смирнов был несчастен в личной жизни, но его кинокарьера удалась на славу. Он снимался в лучших художественных фильмах у лучших советских режиссёров. Особенно следует отметить участие Смирнова в следующих знаменитых постановках: комедия “Зайчик” (1964), приключенческая сказка “Айболит-66” (1966), музыкальная комедия “Свадьба в Малиновке” (1967), комедия “Семь стариков и одна девушка” (1968).
Наиболее знаменитой ролью актёра стал великовозрастный хулиган и тунеядец Федя из комедии Леонида Гайдая “Операция “Ы” и другие приключения Шурика” (1965). В этом фильме Алексей Смирнов сыграл две роли. В эпизодической роли покупателя на рынке он произносит две знаменитые фразы — “срамота” и “заверните”.
Нельзя не вспомнить и про одну из лучших ролей актёра в военной драме “В бой идут одни “старики” (1973). Картина была снята режиссёром Леонидом Быковым и повествует о буднях лётчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны. В этом фильме Леонид Быков исполнил роль командира эскадрильи Алексея Титаренко (он же “Маэстро”), а Смирнов — его механика Макарыча.
Вышедший в 1974 году на экраны страны фильм “В бой идут одни “старики” посмотрело 44,3 миллиона кинозрителей. Картина стала четвёртой в прокате и единственной в десятке самых кассовых фильмов того года, посвящённой тематике Великой Отечественной войны. Фильм, режиссура и актерская работа были также отмечены наградами республиканских и международных кинофестивалей.
Личная жизнь не удалась
Несмотря на все невзгоды и проблемы актёр не хотел быть один и даже есть информация, что в 1976 году он женился на молодой женщине, у которой было двое маленьких детей. Но все рассказы о браке Смирнова очень таинственны.
Племянница актера рассказала, что она никогда эту женщину не видела. Спустя какое-то они время расстались. Сильных чувств там очевидно не было, скорее всего девушка просто была рада, что познакомилась с известным артистом. К тому же, у Смирнова было своё жильё. По словам племянницы:
Дядя Лёша уже не работал, а в его коммуналке устраивались постоянные пьянки. Вряд ли может найтись женщина, которая всё это выдержит. После того, как мать актёра оказалась в доме престарелых, квартира Алексея Макаровича превратилась в проходной двор, там постоянно обитали местные любители выпивки. Они этим пользовались. Дядя Лёша давал им денег на алкоголь, а затем они вместе уходили в запои.
11 апреля 1979 года ушёл из жизни ближайший друг Смирнова , актёр и режиссёр Леонид Быков . Это спровоцировало у Смирнова очередной запой. Дней через десять его госпитализировали. Алексея Смирнова не стало в день выписки, 7 мая 1979 года. Алексею Смирнову было всего 59 лет.
В наследство должна была вступить племянница Алексея Макаровича. Но все сберкнижки артиста неожиданно оказались пусты. Выяснилось, что все вклады, когда Смирнов лежал в больнице, сняла какая-то неизвестная женщина. В квартире актёра не обнаружили ценных вещей, точнее там не нашли вообще ничего. Квартира была разграблена. Кто снял все деньги актёра и куда делось всё его имущество — неизвестно до сих пор. Но зато осталась светлая память об актере и она будет жить вечно.