Любовь, Соловки и Безруков. За что зрители ругают «Обитель»

1770

2 мая 2021 года на платформе «Смотрим» состоялась премьера многосерийной исторической драмы Александра Велединского «Обитель», основанной на нашумевшем романе Захара Прилепина. 10 мая показ сериала начался на канале «Россия 1».

В 2014 году писатель, журналист и политический деятель Захар Прилепин опубликовал исторический роман «Обитель», повествующий о жизни в Соловецком лагере особого назначения через призму истории молодого заключённого Артёма Гориянова. Семь лет спустя режиссёр Александр Велединский превратил эту книгу в сериал.

Многосерийная историческая драма «Обитель» вызывает ассоциации с отгремевшим год назад проектом «Зулейха открывает глаза». Перед нами снова не страдающие от избыточной худобы актёры с сытыми лицами, играющие заключённых исправительно-трудового лагеря. Сам лагерь тоже выглядит слишком уж чистым, благостным и прилизанным — вплоть до того, что в нём есть свой театр, а заключённые в свободное от работы время собираются в дискуссионный кружок и спорят о высоком.

Михаил Евланов в сериале «Обитель»

Впрочем, тут Прилепин (а вместе с ним и Велединский) не погрешил против истины, ведь театр у зеков на Соловках и вправду был. Ведь Соловецкий лагерь — это особое место, в котором советская власть пытается из заключённого сделать нового человека, не перевоспитав его, а перековав тяжёлыми ударами молота. Потому СЛОН представляет собой в некотором роде модель общества: помимо театра здесь есть и школа, и своя пресса. Здесь собраны все представители социума — от офицера-белогвардейца (Виктор Добронравов) и священника (Игорь Черневич) до поэта из околоесенинской тусовки (Яков Шамшин).

Главный герой, Артём (Евгений Ткачук), в отличие от большинства заключённых Соловков, не контрреволюционер (или «каэр», как их тут называют), а «бытовик» — в лагерь его отправили за убийство родного отца (непредумышленное, как мы вскоре узнаем). Этим он интересен зрителю — из глаз Артёма, человека со стороны, мы можем изучить повадки и нравы политических заключённых. Этим он интересен и начальнику лагеря Эйхманису (Сергей Безруков), который собирается перекроить молодого парня по своему лекалу.

Игорь Черневич и Евгений Ткачук в сериале «Обитель»

Ткачук играет своего героя вдохновенно и с надрывом, особенно ярко ему удаются любовные сцены (бедолагу угораздило влюбиться в чекистку), но настоящей звездой сериала всё же остаётся Безруков. Сергей Витальевич сыграл совершенно нетипичную для себя роль безжалостного, упивающегося властью алкоголика, который мнит себя не то профессором Преображенским, не то доктором Франкенштейном. Пожалуй, именно ради Безрукова этот сериал стоит смотреть, продираясь через тяжеловесные диалоги и рваный ритм повествования, то еле плетущегося, то вдруг пускающегося вскачь.

Сергей Безруков в роли Эйхманиса в сериале «Обитель» / Первый комендант Соловецкого лагеря особого назначения Фёдор Эйхманс. Фото: Википедия

Проект «Обитель» наверняка вызовет массу споров и обсуждений. Одни будут обвинять его создателей в попытке обелить большевиков, другие, напротив, углядят в этом сериале плевок в сторону нашей общей истории. Посмотреть «Обитель» и составить о сериале Велединского собственное мнение можно на канале «Россия 1».

При чтении отзывов возникает ощущение, что зрители смотрели два разных сериала. Одни ругают «Обитель» за антисоветчину: «Исторической правды нет»,

«Бесконечные расстрелы, побои, унижения со стороны администрации лагеря. Очередной плевок в сторону советской власти. Смотреть не то что тяжело, а даже как-то стыдно за актёров»,

«Единственную идею которую хотели донести создатели фильма — что советская власть это власть нелюдей и садистов»,

«В фильме напрочь отсутствуют положительные эмоции, всё уныло, предсказуемо, темно».

Другие же наоборот удивляются мягким порядкам в Соловецком лагере: «Какие упитанные, щекастые, лоснящиеся зэки! У наших актеров не принято худеть для роли?»,

«Много пухлых и толстоватых артистов, не способных похудеть даже ради роли в фильме о концлагере»,

«Лагерь похож на санаторий, обитатели ходят в галстуках-бабочках, шляпах и чистых рубашках, с модными стрижками, постоянно что-то едят, спят на работе»,

«Происходящее на экране меня просто ставило в тупик: свободно существующий контрреволюционный кружок, заключенный получивший за хорошее поведение табельное оружие, соседствующий с лагерем монастырь в котором за небольшую плату зэк может предаться любовным утехам».

Олег Сенченко и Владимир Шабельников в сериале «Обитель»

«Опять дешевое повидло»

Некоторых зрителей возмутило обилие постельных сцен: «Опять дешевое повидло вместо грандиозной человеческой драмы»,

«Всё как-то искусственно что ли… И эмоции героев какие-то ненастоящие. А обилие эротических сцен вызывает ощущение, что смотришь не серьезный фильм о трагических судьбах людей, а современный молодежный сериальчик, где главное — показать полуголых девиц, которых кто-то зажимает по углам»,

«Много мерзких сцен, создалось впечатление, что авторы просто наслаждаются снимая это».

Александра Ребенок в сериале «Обитель»

«Ткачук раздражает»

Многих комментаторов также расстроило решение режиссёра Александра Велединского пригласить на главную роль актёра Евгения Ткачука: «Ткачук просто не способен избавиться от образа Мишки-Япончика, эта его приобретенная блатная манера в образе перечеркивает напрочь все его попытки сыграть что-то значимое»,

«Напрягает выбор актеров: Ткачук -студент, Шамшин-поэт. Оба с простовато-деревенской внешностью»,

«Ткачук раздражает… Испортил «Тихий Дон» и опять»,

«Ткачук как некий странный чувачок не вызывает сострадания. Ну такой артист никакой. Опять, он интеллигентный якобы историк с приблатненной дикцией и физиономией. Шпана шпаной. Ну нельзя же так».

Источник