Если бы красота гарантировала счастье, Клаудиа Кардинале была бы, наверное, самой счастливой и беззаботной женщиной в мире. Но ее жизнь складывалась отнюдь не просто… Пьер-Паоло Пазолини сказал, что главное у Кардинале — это таинственный взгляд. Этот взгляд подарил ей мировую славу.
Клаудии нечего было волноваться: в любом ракурсе, при любом повороте головы ее точеный носик и прекрасные восточные глаза смотрелись восхитительно.
Она неоднократно бывала в России, в том числе и во времена «железного занавеса», снималась у режиссера Михаила Калатозова в фильме «Красная палатка» с актером Эдуардом Марцевичем. Она на всю жизнь запомнила купание в русском снегу при минус сорока.
Клаудиа Кардиале родилась в 1938 году в Тунисе. Ее семья жила в Ла-Гулете. Мать, Иоланда Греко, была сицилийкой родом из Трапани , отец — итальянец. Родным ее языком был французский.
Африка… Пески, пальмы, яркое солнце. Тунис, ее родина. Две хорошенькие девочки — Клаудина и ее сестра Бланш идут в школу. Однажды в школе появился какой-то француз и отобрал девушек посимпатичнее для съемок в документальном фильме про тунисских женщин.
14-летнюю Клаудину обрядили в покрывала. Фильм заканчивался крупным планом ее лица — ветер сорвал накидку, волосы разметались и на зрителя смотрели грустные и прекрасные глаза то ли девушки, то ли девочки… Картина заняла первое место на Берлинском кинофестивале и скромную тунисскую девочку стали разыскивать, благодаря съемкам у французского режиссера-документалиста Рене Вотье.
Фото юной красавицы опубликовал на своей обложке известный тунисский журнал. Оно попало на глаза известному актеру Омару Шарифу, который должен был сниматься в главной роли в «Гохе». Он встретился с режиссером фильма Жаком Баратье и посоветовал ему обратить внимание на юную красавицу. Так Кардинале впервые сыграла в кино в эпизодической роли.
А потом была победа на тунисском конкурсе красоты. В то время Клаудиа зарабатывала на жизнь, торгуя лотерейными билетами. Она отправилась продавать билеты в место большого скопления публики — на конкурс красоты: там выбирали самую красивую итальянку Туниса.
В хмуром настроении она без особого интереса поглядывала на сцену, где прогуливались красавицы… И вдруг чьи-то руки подхватили ее и со словами «Вот она, самая красивая итальянка» поставили на сцену. Не успела девушка опомниться, как ей надели через плечо ленту победительницы! Вообще-то Клаудиа не только не считала себя красавицей, но, напротив, мучилась сознанием собственной непривлекательности.
С юной красоткой подписала контракт студия «Видес». Она поступила в актерскую школу.
Личная жизнь Клаудии Кардинале началась с настоящего кошмара. Когда ей было семнадцать лет, она еще жила в Тунисе. Юную красавицу на каждом шагу стал поджидать на каждом шагу какой-то негодяй с противной улыбочкой… То вынырнет из-за угла, то сядет в кафе за соседний столик и буравит ее глазами, то предложит покататься на машине…
В полицию она обратиться не решилась, как не решилась рассказать родителям. Она надеялась, что это безобидная шутка, что это просто надоедливый, но безобидный поклонник. Но напрасно.
Близкая подруга однажды предложила ей познакомиться с отличным парнем и пригласила на вечеринку. Клаудиа согласилась и подруга подвела ее к этому типу, с улыбочкой, словно прилипшей к лицу. Поначалу она испугалась, а потом быстро успокоилась: раз это знакомый подруги, значит все нормально… Ну и что, что он следил за ней.
«Мы поедем к твоей подружке на вечеринку, — объявил парень, как о чем-то решенном. — Я заеду за тобой!»
Клаудиа поверила и села в машину к малознакомому человеку и страх вернулся снова. Но только когда город оказался позади и в окна машины стали тянуться ветки деревьев, только тогда Клаудиа нашла в себе силы спросить: «Куда мы едем?» «Куда? — отозвался он. — Сейчас узнаешь?»
Переступив порог дома, в который завез ее негодяй, она поняла, что ее жестоко обманули и никакого праздника здесь не намечается. Но было поздно — мужчина уже закрыл дверь на ключ. Выйдя из того злосчастного дома несколько часов спустя, Клаудиа решила никому не рассказывать о том, что произошло, но твердо решила покончить с собой. Насильник был французом из очень состоятельной семьи.
В том доме она словно попала в один из кошмарных снов, когда хочешь шевельнуться — а не выходит, силишься закричать — но не можешь разлепить губ.
Постепенно ее память избавилась от неприятных воспоминаний, загнала их на задворки подсознания. Она не могла вспомнить его имя, лицо тоже стало забываться, как и его улыбочка и модное кожаное кепи. Все это оказалось огромной психологической травмой.
Она продолжала сниматься. Ее тошнило по утрам, на съемках она говорила что съела что-то не то. Утягивала живот корсетами, пока это было возможным. У нее темнело в глазах , начались обмороки. Шел седьмой месяц беременности. Как сказать об этом родителям и вообще что делать — она не представляла…
Внимательный продюсер Франко Кристальди заметил неладное и пригласил ее в свой кабинет, дал выплакаться и твердо ей заявил, что ребенка ей иметь нельзя. Контракт с продюсерами запрещал ей выходить замуж, полнеть и стричь волосы.
«Я больше не была хозяйкой собственного тела и своих мыслей. Даже разговор с другом о чем-либо, что могло как-то поколебать мой публичный образ, был рискованным, ведь если бы это попало в публикации прессы, у меня были бы проблемы. Все было в руках Vides», – рассказывала актриса позднее.
Он отправил Клаудиу рожать в Лондон — тайно, велев никому не говорить. «Если узнают о том, что ты рожаешь без мужа, твоей карьере конец, от тебя отвернутся и режиссеры, и зритель», — сгущал краски продюсер. Он сам поговорил с родителями Клаудии и убедил их выдать внука за собственного сына.
Семья Кардинале была шокирована этим известием. Родители злились на беспечную дочь. После этого Клаудия долго не разговаривала со своим отцом. До семи лет даже сам Патрик думал, что он не сын, а брат Клаудии.
«Патрик рос спокойным веселым ребенком, но родная мать наблюдала за ним с затаенной болью. В мемуарах она признается: «Патрик подрастал, но не называл меня мамой, да и как он мог, если ничего не знал. Вот в чем была вся трагедия, весь кошмар»
А она неожиданно влюбилась в Кристальди. Он стал ее опорой и мужем. Кристальди сделал Клаудию звездой, также как Роже Вадим сделал звездой Брижит Бордо, а Карло Понти — Софи Лорен.
Но в глубине души она не могла простить ему того, что в трудную минуту тот встал на защиту интересов кинокомпании лишил ее права иметь сына. Патрика у нее просто отняли.
Первым серьезным фильмом в карьере Кардинале стала криминальная комедия «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны», где она сыграла одну из второстепенных ролей. После этого она получила уже одну из главных ролей в фильме «Три иностранки в Риме».
Договор с Кристальди приносил плоды. Только с 1958 по 1960 годы Клаудиа снялась в полутора десятках фильмов. Она уже работала с такими прославленными режиссерами как Висконти, и такими итальянскими звездами как Витторио Гассман, Тото, Марчелло Мастроянни, Ренато Сальватори и многими другими.
В начале 60-х Клаудиа Кардинале была уже одной из самых популярных и многообещающих молодых актрис Италии. Особенной популярностью пользовались такие фильмы с ее участием, как «Девушка с чемоданом» и «Ла Вьячча», которая принесла Клаудии первую известность за пределами Италии. А фильм «Картуш» сделал ее звездой во Франции.
Роль в «Красавчике Антонио», премьера которого состоялась в 1960 году, принесла Клаудии первый зрительский успех. После этого Лукино Висконти пригласил молодую актрису сыграть в «Рокко и его братьях». Этот фильм впоследствии стал классикой мирового кино, а Кардинале продолжила сотрудничество с великим итальянским режиссером. В картине «Леопард» она появилась на экране в роли хищной красавицы, жених которой — богатый аристократ.
Партнером Кардинале стал Ален Делон, тайком заключивший с Висконти соглашение: актер уверял, что Кардинале за время съемок станет его любовницей, а Висконти утверждал, что нет. При этом Висконти сам подыгрывал Делону, требуя, чтобы они с Кардинале целовались перед камерой всерьез и по-настоящему страстно. В итоге пари он выиграл — Кардинале не поддалась ухаживаниям Делона, хотя навсегда осталась его подругой.
Знаменитый Федерико Феллини пригласил Клаудию в свой новый фильм «8 1/2», в котором она сыграла благородную и одухотворенную девушку, мечту героя Марчелло Мастроянни.
Клаудиа отличалась потрясающей красотой и, став популярной актрисой, моментально превратилась в один из главных секс-символов своего времени, и сегодня она считается одной из самых красивых женщин XX века. Когда журнал «Эсквайр» в 1961 году брал у нее интервью, он выпустил материал под заголовком «Следующая богиня любви».
После успеха в фильмах Висконти и Феллини Кардинале отправилась покорять Голливуд, но она плохо знала английский язык, поэтому не добилась в Америке особого успеха. Из ее более-менее заметных голливудских проектов стоит выделить роли в «Чудесной паре», «Профессионалах» и «Розовой пантере».
Когда Патрику исполнилось восемь, он узнал о том , что женщина, которая его растила и которую он называл мамой, на самом деле его бабушка. Известие мальчик принял на удивление спокойно.
Кардинале узнала, что один таблоид направил корреспондента в Лондон, и тот выяснил правду о рождении ее сына. Тогда актриса решила сама раскрыть эту историю общественности. Ей помог известный журналист Энцо Бьяджи. Он написал статью и опубликовал ее в самых влиятельных еженедельниках.
Клаудия испытала чувство, будто ее голую выставили напоказ: «Это было мучительно, но я пережила облегчение, освободилась от кошмара. Наконец Патрик в глазах общественности обрел свою настоящую мать»
Но со временем она поняла, что сын стал мстить ей. Патрик никого не слушал, поступал так как ему заблагорассудится. Их отношения всю жизнь были натянутыми, он винил Клаудиу во всех неудачах и в том, что его жизнь сложилась по-дурацки. В конце концов, ей тоже пришлось несладко, но она справилась и добилась многого! Патрик уехал жить в Нью-Йорк, когда ему не было еще двадцати лет.
Муж Франко Кристальди окружил ее тотальным контролем. Без соглядатаев актриса не могла даже выйти из офиса кинокомпании, чтобы купить себе пару чулок. Ей все теснее становилось в тисках мужа и его кинокомпании, которая навязывала ей один неудачный фильм за другим.
И тут в жизни Клаудии появился человек, сумевший разом освободить ее и от кабальных пут контракта, и от ненавистных брачных уз: ее нынешний муж, режиссер Паскуале Скуитьери, пришел к Клаудии домой, чтобы предложить сняться в его фильме. Довольно быстро они поняли, что жить друг без друга не могут.
Тогда разъяренный Кристальди попытался перекрыть неверной возлюбленной и удачливому сопернику все каналы. Но бойкот по отношению к Кардинале длился недолго — режиссер Франко Дзеффирелли не побоялся пойти на конфликт с влиятельным Франко Кристальди и предложил ей роль в фильме «Иисус из Назарета». Кинематографическая карьера Кардинале была спасена.
В 1969 году классик советского кино Михаил Калатозов предложил знаменитой актрисе роль в своей «Красной палатке»о проваленном научном походе Умберто Нобиле на Север.
В этой картине Клаудия снималась вместе с Никитой Михалковым, Юрием Визбором, Донатасом Банионисом, Юрием Соломиным, Эдуардом Марцевичем и Шоном Коннери. Жгучая брюнетка появилась на экране в образе блондинки.
В сорок лет Клаудиа стала матерью во второй раз — у них с Паскуале родилась девочка, которую тоже назвали Клаудией. Немногим раньше в семье случилось еще одно прибавление — сын Патрик стал отцом…
Дочка и внучка Кардинале были ровесницами и росли практически вместе.
Сейчас Клаудии Кардинале 83 года и она в очень неплохой форме; сохранять ее помогает правильное питание. Она ест очень мало, как и в юности, стремясь удовлетворять не аппетит, а только настоящий голод. Она никогда не делала пластических операций.
Клаудия проживает с мужем в Париже, навещает родных в Риме, ведет общественную деятельность.
Для Клаудии отношения с сыном — вечная боль. Она месяцами не получает от него известий и даже не знает, на какой адрес отправлять письмо. Патрик находится в постоянном поиске себя: он писал книги, но так и не издал ни одной. Занимался ресторанным бизнесом, но разорился. Снялся в фильме «Невидимые» (1988 год), но картина осталась практически незамеченной.
По словам матери, Патрик разочаровался в жизни, любит одиночество и тишину. Его мир ограничился до самокопаний и воспоминаний о своих детских страданиях. «Он все рефлексирует и никогда не бывает естественным, есть в нем что-то такое, чего я не могу понять, и что причиняет мне боль. Но главное — он причиняет боль самому себе…»