Жестокий романтик, азербайджанец из Франции Робер Оссейн-Гусейнов, или граф Жофрей де Пейрак

33293

В конце 60-х начале 70-х годов прошлого века на мировые экраны вышел пятисерийный сериал французского режиссера Бернара Бордери о похождениях красавицы Анжелики, которую сыграла звезда Мишель Мерсье, а ее партнером стал Робер Оссейн, который блистательно воплотил героя картины графа Жофрей де Пейрака.

Всемирно известный азербайджанец из Франции Робер Оссейн-Гусейнов, или граф Жофрей де Пейрак (ФОТО) - Gallery ImageПосле премьеры «Анжелика — маркиза ангелов» доселе малоизвестный актер, стал суперзвездой. Оссейн стал сниматься у лучших режиссеров, а потом и сам начал делать постановки. К сожалению, до сих пор в мире мало кто знает, что Робер по отцу является азербайджанцем. Сегодня Робер Оссейн знаменит, богат и счастлив. Он женат в четвертый раз, у него четыре взрослых сына. Его называют «народным режиссером республики», потому что любит устраивать грандиозные спектакли на площадях и стадионах. Постановки «Преступления и наказания», «Дамы с камелиями», «Дантона и Робеспьера», «Собора Парижской Богоматери» проходили с аншлагами.

Представляем читателям Trend Life материал об актёре театра и кино, режиссёре и продюсере, художественном руководителе театра «Мариньи» в Париже Робере Оссейне, которому в этом году исполняется 85 лет.

Родители нашли свою судьбу в Берлине — тяжелое детство в Париже: «Мы были страшно бедны»

Робер Оссейн (Robert Hossein) родился 30 декабря 1927 года в Париже в музыкальной семье. Его отец, скрипач и композитор, азербайджанец Аминулла Гусейнов (1905 -1983) был родом из Самарканда.

Перед Первой мировой войной Аминулла Гусейнов некоторое время жил в Москве, затем уехал в Германию, где учился в Штутгартской и Берлинской консерваториях. В Германии он встретил пианистку и комедийную театральную актрису Анну Миневскую, еврейского происхождения и родом из Киева, чья семья покинула Советский Союз после Октябрьской революции 1917 года. Вместе супруги поселились в Париже, где Аминулла Гусейнов поменял имя и фамилию на Андре Оссейн (Andrе Hossein).

» Отец матери, мой дедушка, был банкиром и переехал с семьей в Санкт-Петербург. Они жили достаточно богато, имели доходный дом, мама училась в Смольном институте. А мой отец Аминулла Гусейнов, когда приехал в Москву учиться в консерватории, то принял православие и стал Андреем. Папа был талантливым музыкантом. За его успехи российское правительство отправило его на стажировку в Берлинскую консерваторию, где его и застала Первая мировая война. Именно в Берлине, в эмиграции, мама и папа познакомились. Мама была удивительно хороша, а папа — невероятно обаятелен. Они сразу полюбили друг друга и через несколько месяцев после знакомства переехали во Францию. Однако не все складывалось гладко в их судьбе. Папа зарабатывал совсем немного, несмотря на то, что все время писал музыку. Но мама свято верила в его гениальность! Одно время ему даже пришлось играть по ресторанам. Помню, он рассказывал о своем первом заработке — шоколадной скрипке, подаренной одним из клиентов заведения. Папа пришел домой и с грустью сказал маме: «Вот, впервые моя музыка кормит своего создателя…» Кстати, папа, проживший большую часть своей жизни во Франции, так и не научился без акцента говорить на французском языке», — вспоминает Робер Оссейн.

Семья жила в тяжелейших условиях. Однако, благодаря матери Робер с детства хорошо говорил по-русски.

» Моя мама Анна Миневская стала актрисой в эмигрантских театрах. Можно сказать, я вырос в театре. А родился в… гостинице. Да, да! В обыкновенном парижском отеле. У родителей не было денег на мое содержание, поэтому с малых лет я скитался по пансионам. Помню, я поменял их, наверное, штук десять. Родители каждый раз выжидали время, когда надо было платить за мое образование, и тут же переводили меня в другой пансион. Первые годы жизни я не знал ни слова по-французски. До сих пор помню молитву, которую мама научила шептать меня на ночь. Я становился на колени и произносил: «Отче наш…» Господи, я не забуду этого никогда… А позже она стала учить меня стихам. Спасибо моей маме, она старалась даже в совершенно скромных условиях создавать уют и ощущение комфорта…

Пятнадцать лет мы жили на чердаке четырехэтажного дома в совершенно бедном районе Парижа.. Никаких удобств в комнате, где стояли две кровати и шкаф. Туалет — на втором этаже. Там же была уборная, где можно было помыться. На кухне мама сама готовила. Я до сих пор помню удивительный запах ее пожарских котлет и борща. Мы были страшно бедны. Я не знал, что такое подарки и игрушки. Когда в пансион другим детям родители приносили гостинцы, мне казалось, это потому, что они больны. А я — здоровый, крепкий, мне ничего не нужно. И никакой зависти или огорчения по поводу моего бедного существования у меня не возникало… Так вот, когда я сказал родителям, что собираюсь стать актером, они были счастливы — в доме еще кто-то станет зарабатывать».

С 15 лет Робер занимался в студии при театре «Старая голубятня», потом закончил курсы Рене Симона, выступал на сцене «театра ужасов» — «Гран-Гиньоль». Ставил спектакли.

Начало карьеры и женитьба на Марине Влади

В кино дебютирует в 27-летнем возрасте, в 1954 году в фильме Р. Каденака «Набережная блондинок», а в 1955 году снимает свой первый фильм «Негодяи отправляются в ад» , предложив в ней роль Марине Влади, на которой в том же году женился.

Марина Влади будет участвовать и в ряде последующих его картин: «Простите наши прегрешения» (1956), «Ты — Яд» (Toi Le Venin, 1958), «Ночи шпионов» (1959).

Марина Влади — дочь балерины Милицы Евгеньевны Энвальд и певца Владимира Полякова. Близость к семье Поляковых определила интерес к России и участие в 1956 в картине «Преступление и наказание» Жоржа Лампена, где он играл «французского Родиона Раскольникова» — Рене Брюнеля, а Влади — «французскую Соню Мармеладову» — Лили Марселен.

Вместе они прожили с 1955 по1959 год, родились двое сыновей — Игорь (живёт на Гаити и выращивает жемчуг) и Пётр (гитарист и балалаечник, живёт на юге Франции).

«Я впервые увидел ее, когда ей было всего пятнадцать лет. Я был на десять лет старше. Марина тогда училась в балетной школе и была само очарование! Хрупкая, голубоглазая, веселая… Помню, я краснел, как мальчишка, при каждом ее появлении. Марина была дьявольски красива: блондинка, голубоглазая… И весьма острая на язычок. Вся моя комната была заклеена ее фотографиями. Я готов был на что угодно, лишь бы обратить на себя ее внимание. И тут мне как раз подвернулся прекрасный повод. Я начинал съемки своего первого фильма «Негодяи отправляются в ад» и предложил Марине главную роль. Конечно, она согласилась! Мы встретились на съемочной площадке, и началась наша любовь… Но жизнь наша не стала счастливой. Мы с Мариной расстались. Это было очень тяжелое, трудное и долгое расставание для нас двоих. Нельзя строить отношения, когда лишь один человек готов на все ради другого, а второй… Я искренне и беззаветно любил Марину. А что испытывала ко мне она, так и осталось для меня загадкой… Когда наши сыновья бывают в Париже, мы непременно все вместе встречаемся. У Марины тоже судьба сложилась непросто. После меня у нее был долгий роман с Владимиром Высоцким. Затем с профессором-онкологом Леоном Шварценбергом. Знаете, женщин, которые были близки вам по жизни, надо ценить и уважать несмотря ни на что», — рассказывает Робер Оссейн.

Вторая жена родом из Баку

Вторая жена Оссейна (на протяжении 15 лет) — психоаналитик и киносценарист Каролин Эльяшев (урожд. Мари Каролин Наташа Эльяшев), дочь кинопродюсера Анатоля Эльяшева, который в мире кино известен как Толя Эльяшев, родом из Баку, и литератора Франсуазы Жиру (урожд. Лея Франс Гурджи). В этом браке родился сын Николя.

«Каролина была младше меня почти вдвое. Когда я встретил ее, ей было пятнадцать лет. Как в свое время Марине Влади. Я влюбился в Каролину, как мальчишка. У нас родился замечательный сын Николя. Кстати, он тоже стал актером. А вот Каролина никакого отношения к творчеству не имеет — она психоаналитик», — вспоминает Робер.

Третьей его женой стала Мари-Франс Пизье, с которой Робер Оссейн сам снимался в ряде фильмов. И четвёртой жене Кэндис Пату, он, ухаживая, предложил роль в своём фильме «Отверженные» (1982). Она родила ему четвертого сына Жюльена. С Кандис Пату вместе уже около 40 лет.

» В день нашей свадьбы я попал в автокатастрофу и месяц потом провалялся в больнице. Меня выходила моя супруга, удивительно заботливая женщина. Когда мы, наконец добрались до мэрии, чтобы расписаться, Кандис была уже на девятом месяце беременности. Вместе мы много лет. Иногда мне кажется, что это просто ВЕЧНОСТЬ. Я лишь поражаюсь своей жене — как долго она меня терпит!» .

Об отношениях с Анжеликой — Мишель Мерсье

Популярность увлекательной мелодрамы о приключениях красавицы Анжелики была сумасшедшей и ,естественно, героям картины приписывали страстный роман.

«Да не было никаких отношений! Все это выдумки. Наш роман и страстная любовь развивались лишь в картинах об Анжелике. Мы были любовниками только на киноэкране. Хотя, безусловно, находиться рядом с такой женщиной, как Мишель, в те годы мечтал каждый мужчина Франции. Но Мерсье во время съемок «Анжелики» была замужем и никаких намеков на возможность вольных отношений не подавала. Никогда!

Съемки в «Анжелике» были долгими и трудными. Я буквально сросся со шрамом Жофрея де Пейрака, и мне казалось, что он останется у меня навсегда. Роль Жофрея де Пейрака стала для меня особым символом. Что бы я ни делал в жизни, где бы ни снимался, ни выступал, я все равно для зрителей остаюсь Жофреем. Честно говоря, даже сам уже с этим смирился», — рассказывает Робер.

Роль Жофрея де Пейрака стала самым громким успехом в жизни Оссейна. Кстати, пара Робер Оссейн — Мишель Мерсье появлялась на экране восемь раз: пять раз в «Анжелике», и еще трижды в фильмах «Вторая истина», «Гром небесный» и «Веревка и кольт».

Отрицательный герой

Робер частенько играл опасных типов, персонажей с «двойным дном», преступников, а тои просто откровенных садистов, подобных Петеру Куртену — герою, поставленной Оссейном криминально-психологической драмы «Вампир из Дюссельдорфа». Даже став режиссером, он не оставлял себе положительных ролей, похоже ему и в театре и в кино нравилось примерять демонические маски. А чего стоит только образ комиссара полиции в фильме «Профессионал» с Жан-Поль Бельмондо.

Долгая дружба связывала его с мужем актрисы Брижит Бардо французским актёром и режиссёром российского происхождения Роже Вадимом (Вадим Племянников), у которого он был актёром в картинах «Кто знает?» (1957), «Порок и добродетель» (1963), «Барбарелла» (1968), «Дон Жуан-73» (Don Juan, 1973).

Оссейн играл во многих своих фильмах: «Смерть убийцы» (1963), «Круги под глазами» (1964), «Вампир из Дюссельдорфа», где снималась его спутница в жизни Мари-Франс Пизье, «Верёвка и кольт», «Точка падения» (1970). В 1967 снял картину «Я убил Распутина».

Его характерной внешностью и голосом, умением лепить сложные характеры, пользовались режиссёры Кристиан-Жак («Вторая истина» 1965), К. Отан-Лара («Убийца» 1962), Ж. Лотнер («Профессионал»), Клод Лелуш «Одни или другие» (1981) и др.

В 1982 сделал экранизацию романа Виктора Гюго «Отверженные», где в роли Эпонины снимал свою четвёртую жену Кэндис Пату, дав ей роль и в фильме «Красная икра» (1985).

Оссейн был всегда, главным образом, театральным человеком. С 1970 по 1979 годы он возглавлял Национальный Народный театр в Реймсе, потом в Париже во дворце спорта ставил свои эпопеи с огромными массовками: «Дантон и Робеспьер», «Человек по имени Иисус», «Собор Парижской Богоматери» (по Виктору Гюго), «Анжелика» (по Анн и Серж Голон). Он также поставил для Жана-Поля Бельмондо «Кина» Сартра и «Сирано де Бержерак».

Сегодня на счету актера более 80 работ в кино, полтора десятка картин Оссейн поставил, как режиссер, написал две книги мемуаров — «Слепой часовой» и «Кочевники без племён».

Робер Оссейн шутил, что на его надгробной плите будет запечатлен профиль графа Жофрей де Пейрака … Умер в возрасте 93 лет

Источник