«200 правок и запрет на прокат»: так Михалков снимал «Родню»

761

Как теща Мережко спасла будущий сценарий

Когда сценарист Виктор Мережко подписал контракт на написание комического сюжета о семейных отношениях, у него не было ни единой мысли, о чем собственно он собирается писать. Но тут, к большому счастью сценариста, из провинции приехала погостить его теща.

Кадр из фильма «Родня», 1981 год

Родственница была веселой, говорливой, к детям приехала с полными сумками «гостинцев» и «здоровой» еды. Домашняя жизнь забурлила, ожила деревенским говором, нехитрыми байками и житейской мудростью, а заодно подарила Виктору Ивановичу идею для будущего сценария, который он назвал «Была не была».

Позже у сценария появятся и другие рабочие названия. Так в разное время история будет называться «Туда и обратно», «Необыкновенная история», а окончательное свое название — «Родня» — получит намного позже, когда съемки фильма будут уже закончены.

Кадр из фильма «Родня», 1981 год

Дальнейшая судьба сценария представлена в истории в двух вариантах.

По первой версии, сценарий писался под Нонну Мордюкову, которая пришла в восторг от сюжета и сама предложила в режиссеры Никиту Михалкова. По другой, сценарий сразу попал к Никите Сергеевичу, а он предложил роль Нонне Викторовне, которую пришлось долго уговаривать (играть «деревенскую тетку» актрисе не хотелось).

Мордюкова и Михалков — два сложных характера

Как бы там ни было на самом деле, актриса и режиссер встретились на съемочной площадке, и начался сложный процесс притирки. С одной стороны Нонна Викторовна была влюблена в Никиту. Как актриса она не могла не оценить его талант и харизму. С другой, Нонна Викторовна и сама была женщиной с характером, поэтому рабочий процесс часто превращался в споры и конфликты.

Рассказывают, что после одной особенно горячей ссоры, Мордюкова, всерьез обидевшись, начала собирать вещи, на что Михалков заявил: «А пусть идет, сниму в этой роли Римму Маркову!». Этого Нонна Викторовна допустить не могла. Актрисы хоть и дружили, но постоянно соперничали в ролях.

«Пусть снимает, пусть, — ворчала она. — Римка актриса-то похуже меня. Посмотрим ещё, кто кого накажет». Но вещи уже не собирала, а разбирала.

Выбор актеров

Фильм «Родня» знаменателен еще и тем, что Михалков, который любил снимать тех, с кем был хорошо знаком, пригласил для работы актеров, с которыми никогда раньше не работал.

Из тех, кто уже снимался у режиссера, на площадку попали только Юрий Богатырев в роли зятя Стасика и Федор Стуков, сыгравший девочку Иришку.

Мальчик Иришка

Такой неоднозначный выбор актера на детскую роль вызвал тогда немало вопросов. Но кастинг на роль Иришки был, рабочая группа отсмотрела сотню девочек, и ни одна из них не подошла.

Дело в том, что Михалков хотел видеть в девочке дерзость, граничащую с наглостью, которую ни одна юная актриса изобразить не смогла. И вот тогда-то и вспомнили о Федоре.

Мальчик не просто соответствовал требованиям, но и импровизировал прямо на съемочной площадке. Режиссер был в восторге. А Феде, кроме грандиозного успеха, досталась от сверстников кличка «Фекла», которая надолго привязалась к мальчику.

Кадр из фильма «Родня», 1981 год

Массовка в ресторане — вся съемочная группа

Одна из самых запоминающихся сцен, в ресторане, снималась в зале настоящего нового ресторана, который был готов к открытию, но ещё ожидал какие-то разрешительные бумаги.

В сцене принимала участие вся съемочная группа: Никита Сергеевич в роли официанта, художник Александр Адабашьян и оператор Павел Лебешев, парень с черными усиками, пьющий кофе на кухне, — на самом деле ассистент режиссера Тамара Кудрина, гости ресторана — массовка из помощников, гримеров и работников по свету.

И это вроде бы не самая значительная деталь, но только представьте, как приятно было увидеть себя в картине всем причастным к ее созданию.

Никита Михалков, Павел Лебешев и Александр Адабашьян — два официанта и повар в перерыве между дублями. Кадр со съемочной площадки фильма «Родня», 1981 год

«Танцуй, теща!»

Ещё один момент фильма, наверняка любимый многими зятьями — сцена танца зятя и тещи. Вот где Стасик припомнил «маме» все: и крики, и ругань, и оплеуху…

Сцена чуть не стоила Нонне Викторовне жизни. Актриса нипочем не хотела отставать от партнера. Ещё на репетициях Мордюкова выкладывалась по полной, а сразу после съемки уехала в больницу на «скорой».

Актриса никому не призналась, что совсем недавно лечилась от сердечной недостаточности и танцы спровоцировали сердечный приступ. К счастью, все обошлось. Через несколько дней Нонна Викторовна снова приступила к работе.

Заключение комиссии — внести в фильм 200 правок

Не подбирая слов, можно прямо сказать, что комиссию по цензуре фильм не прошел: поведение, недостойное советской женщины (сцену, где теща бьет зятя убрать); ребенок слушает западную музыку и ведет себя неподобающе (сцены вырезать); в кадрах полета в самолете прямой намек на войну в Афганистане (вырезать); пропаганда алкоголя (сцены с бывшим мужем героини сократить). И так далее, и так далее…

Всего около двухсот правок.

Перед съемочной группой встал трудный выбор. Если выполнить все требования, картина изменится полностью, потеряет смысл и идею. Что делать?

Неожиданно ситуацию спас лично генеральный секретарь Юрий Андропов. Он посмотрел фильм, от души посмеялся и дал добро на прокат. Кое-что подправить все-таки пришлось, но это были мелочи, не повлиявшие на замысел картины. А это самое главное.

Источник