«Знахарь» — один из фильмов, которые можно пересматривать всю жизнь, зная каждую реплику, помня каждую сцену. Прекрасная режиссерская работа, убедительная актерская игра, пронзительная музыка. Главный герой, которым невозможно не восхищаться.
Эдакий блаженный в хорошем смысле этого слова. Готов пойти на преступление ради спасения человеческой жизни и даже на суде признается, что снова совершил бы кражу, дабы выполнить свой долг.
А как он спас молодого парня, и не взял ни копейки с отца? А как лечил бедняков, совершенно безвозмездно, а на угрозы дипломированного, но бездарного доктора спокойно ответил «В тюрьму? Так и там люди живут».
Таких врачей один на миллион, наверное.
Только не совсем понятно, как такого человека могла бросить жена.
Ну да, она полюбила другого, а сердцу не прикажешь. Но как-то все неясно. Образ Беаты не раскрыт.
Мне всегда был непонятен поступок женщины, которая столь подло поступила с дочерью. Ладно с мужем. Не любит, и все тут. Но ведь испортила жизнь единственной дочери.
Схватила ребенка, потащила его черт знает куда, в нищету. Из дома, где ее любили. Лишила дочь отца, обрекла ее на бедность и одиночество. Как мы помним, умерла от простуды, то есть не внезапно, но даже и не подумала рассказать Марыси, кто ее отец.
Женщину, которая воспитывает одна ребенка, регулярно посещают мысли «А что, если меня вдруг не станет? Что будет с моим ребенком?». Да и замужние об этом думают. Беата знала, что ее брошенный муж обожает дочь, но поступила как последняя эгоистка.
Добрый, благородный доктор полюбил стерву и эгоистку? Возможно. И такое бывает. Только в фильме нет и намека на то, что вся эта заварушка из-за взбалмошной панночки.
Из-за нее хирург с мировым именем 15 лет бродит по стране, не помня своего имени. Из-за нее дочь терпит унижения сплетников. Но о Беате ни единого плохого слова. Будто она тоже жертва в этой истории.
«Хочу, чтоб вы были счастливее нас» — говорит Вильчур дочери в последней сцене.
Да мать-то как раз была счастливой — что хотела, то и делала. Несчастными были Марыся и ее отец.
Чтоб понять героиню, нужно прочитать книгу Тадеуша Доленги-Мостовича, на основе которой снят фильм.
Беата была внучкой его пациента. Ей было 17 лет, когда они познакомились. Жила с дедом и бабкой в маленькой, нищей квартире, носила дешевые, аккуратно заштопанные платьице, много читала. И мечтала о принце. Не о богатом принце, а о любимом.
К деньгам она была абсолютно равнодушна.
Беата была идеалисткой, неисправимой мечтательницей. Она вышла замуж очень рано и имела весьма смутные представления о реальной жизни.
У него и самого тогда ничего не было, кроме холостяцкой комнатки и шкафа с книгами. Но он был талантлив, трудолюбив, а, встретив Беату, поклялся себе, что сделает её счастливой.
Он своего добился. Стал хорошо зарабатывать, купил роскошный особняк и много дорогих нарядов жене-красавице. Но все никак не мог понять, что любовь Беаты дорогими подарками не купить. В голове у нее так и остались мечты о сказочной любви.
Она встретила своего «принца». Бедного, но честного и благородного. И, конечно же, предпочла особняку рай в шалаше.
Беата написала ему не скудное письмо, как это показано в фильме, а объяснение в несколько страниц. Вот отрывок.
Бродя по темным переулкам в тот вечер, он со злостью думал о предательнице и о том, как вернуть дочь.
На самом деле она не хотела навсегда разлучать её с ним. В письме она обещала через какое-то время сообщить ему о том, где находится, и, возможно, сообщила бы.
Однако спустя несколько дней после ее отъезда газеты написали об исчезновении профессора. Она была уверена, что его нет в живых.
Через пять лет умер ее «принц», который, к слову, Марысю любил как родную дочь, и та считала его отцом. Потому-то Беата ничего не говорила ей о Вильчуре. Марыся считала своим отцом другого человека. Тогда как в фильме Марыся ничего о нем не знает и говорит знахарю «Мы всегда жили с мамой вдвоём».
До конца своих дней Беата считала себя виновной в гибели мужа