Кто «женщина, которая поёт» вместо Пугачевой? Фильм 1979

692

Хочу удивить тех, кто знает — что это за фильм, помнит его, знает, что в нем снималась Алла Пугачева и знает, что в то время Алла была фантастически популярна 🙂 Остальных моя информация вряд ли заинтересует.

Итак, в 1979 году на экраны вышел фильм «Женщина, которая поёт» с Аллой Пугачевой в главной роли. Алла сыграла молодую певицу Анну Стрельцову, ищущую свою песню, свой индивидуальный образ. Хоть по большому счету, хоть по малому, никакой художественной ценности сам фильм не представляет, являясь только конферансом между музыкальными номерами. А ценность фильма (и его бешеная популярность) обусловлена исключительно участием в нем Аллы Пугачевой.

Валентина Игнатьева - Алла Пугачева
Валентина Игнатьева — Алла Пугачева

Но знаете ли вы, что кинодебют Пугачевой мог и не состояться?

Да, сценарий был написан конкретно под Пугачеву. Но не успели еще съемки начаться, как Аллу снимать запретили. Объяснений этому я нашел аж три (точнее — два, а третье — вариация второго).

1. Анатолий Степанов (сценарист фильма) — у Пугачевой произошел конфликт с Т. Н. Сизовым, директором «Мосфильма»

2. Валентина Игнатьева со слов Владимира Лугового (поэта-песенника)

«И вот приходит «некая» (для них) Алла Пугачёва и начинает «качать» свои права: это будет так, а это, я хочу, чтобы было так… Конечно, я уверена, до неё такого там не было…)) во всяком случае, таких открытых заявлений… Что там ещё произошло, я не знаю: но то ли сам режиссёр так решил, то ли ему «подсказали» сверху (я имею в виду руководство «Мосфильма»), стали искать другую поющую актрису на эту роль».

3. Из книги Федора Раззакова «Алла. По ступеням славы», со слов Анатолия Станкова, очевидца: «Пугачеву жутко невзлюбил первый секретарь ЦК ВЛКСМ Тяжельников, прямо белел весь от злости, когда Алла выходила петь, да еще в мини-юбке. «Шестеркам» дали задание: «Певичку задвинуть!»»

Александр Орлов (режиссер фильма) и Анатолий Степанов повздыхали-повздыхали и поехали к Гурченко. Людмила Марковна, будучи женщиной адекватной, от роли отказалась, сославшись на возраст: «Ребятки, миленькие вы мои, годы-то лезут. Вы понимаете, и всегда будет вранье».

Но новую кандидатуру нашли — это была Валентина Игнатьева, тоже начинающая певица, ровесница Аллы. Ранее она пела в джазе Утесова, затем — в «Веселых ребятах».

Валентина Игнатьева
Валентина Игнатьева

Валентина Игнатьева рассказывала, что кинопробы были невероятные: пять песен и три сцены.

Поскольку песни все были очень разные, то и образ к каждой песне был придуман индивидуальный. Если это была песня Булата Окуджавы, то я её пела, сидя на полу, скрестив ноги, с гитарой. В брюках и полу мужской клетчатой рубашке с поднятым воротником. Небольшой грим и светлый парик с чёлкой.

Песню «Памяти Жанны Д`Арк» я пела уже в чёрном длинном платье на красном бархатном фоне со своими прямыми волосами до плеч, с вечерним гримом. Шуточную песню «Шерше ля фамм» я пела, конечно, уже в очень яркой одежде (зелёное, малиновое) с наклеенными ресницами, яркими красными губами, в рыжем парике, танцуя и вовлекая зрителей в действие… и т.д. Все фоновые решения придумывали режиссёр и оператор. А дальше… а дальше, как любая актриса на моём месте, я стала… ждать.»

Проб Игнатьевой, увы, не сохранилось. А вот здесь (за кадром) поет именно она (с Леонидом Серебренниковым).

Пугачева, узнав о кинопробах Игнатьевой, потребовала, чтобы с ней тоже сделали кинопробы (ранее, поскольку сценарий писался для Аллы, проб не было вообще). Сделали. Оба варианта показали начальству.

Рассказывает Валентина Игнатьева:

Женщина, которая поёт (1979) Вместо Пугачевой - Игнатьева?

В итоге снимать решили Пугачёву, но и для Валентины эти пробы не прошли даром — их увидел Владимир Павлович, режиссёр на фильме «Бархатный сезон», и пригласил молодую актрису сниматься.

Фрагмент из фильма «Бархатный сезон», поёт Валентина Игнатьева

Александр Орлов: «Я еще раз прихожу к Николаю Трофимовичу, объясняю, что в главной роли вижу только Аллу Пугачеву. Нет, говорит, показывай пробы. Смотрит, курит, говорит про Валентину: ну что, хорошая актриса, надо взять на учет… А снимать будем Пугачеву…»

Тут странный момент — с чего бы вдруг Сизов, который был настолько против Пугачевой, что, якобы, занес ее в «черные списки» (см. выше Версия 1 от Александра Степанова), внезапно передумал, посмотрев на пробы.

И тут возвращаемся к Анатолию Станкову (цитируется по книге Раззакова):

«Я как молодой представитель органов (Станков служил в МВД. – Ф. Р.) входил тогда в бюро ЦК ВЛКСМ и оказался в курсе интриги. Думаю, что делать? Надо Аллу выручать, ведь и правда могут подгадить. Ну не сломать, конечно, не такой она человек, но нервы бы потрепали.

Был у меня выход на первого заместителя Андропова – Филиппа Денисовича Бобкова, он занимался также экономическими преступлениями (но главным для него было идеологическое направление – он возглавлял 5-е управление КГБ, отвечавшее за идеологию. – Ф. Р.), и по службе мы иногда пересекались. Ну я ему все и рассказал. Оказалось, генерал Бобков – самый настоящий поклонник Пугачевой, кто бы мог подумать! «Ладно, – говорит, – не беспокойся, мы ее в обиду не дадим». И не дали…»

Так страна получила культовый (для поклонников Пугачевой) фильм «Женщина, которая поёт», а сама Пугачева дебютировала не только как актриса, но и как композитор.

К чести Валентины Игнатьевой, она (одна из немногих) не винит Пугачеву в своей неуспешности у публики. Сейчас она сама говорит, что всегда пела, ориентируясь исключительно на себя — и так получилось, что это не совпало с интересами потенциальных слушателей. Хотя, как по мне, в её интервью зависть просматривается невооруженным глазом.

По-моему, просто не смогла (не верю я артистам, которые говорят, что никогда не хотели популярности)

Источник